?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Знаменное пение — наиболее старинное пение православной церкви, основанное на одногласном хоровом исполнении композиции. Сейчас  это почти забытая традиция.

Название происходит от старославянского слова «знамя», то есть знак. Знамёнами или крюками назывались безлинейные знаки, применявшиеся для записи напевов.



Песнопения XV-XVII веков исполняет ансамбль наонного пения (один из видов знаменного распева) церкви Святого Петра, Митрополита Московского, в Санкт-Петербурге. Ансамбль использует в своей практике участия в богослужениях как академическую традицию реконструкции древних наонных песнопений, так и старообрядческую поморскую традицию (единственную живую традицию, пережившую церковные реформы патриарха Никона, который запретил этот вид церковного пения). IV Зимняя православная ярмарка в Санкт-Петербурге.


Знаменные песнопения исполняли высокопрофессиональные певцы архиерейских хоров и рядовое духовенство многочисленных приходов, аристократия и служилые люди, посадский люд и дворовые холопы.

«Практически пела вся Россия сверху донизу. Музыкальный язык знаменного распева был в то время для русских родным языком, понятным и естественным, а иконописная музыка знаменного пения — искусством любимым и священным, воистину ангелоподобным».

И, действительно, святители церкви не раз сравнивали знаменное пение с иконописью:

«Знаменный напев подобен старинной иконе. От внимания ему овладевает сердцем то же чувство, какое и от зрения на старинную икону, написанную каким-либо святым мужем. Чувство глубокого благочестия, которым проникнут напев, приводит душу к благоговению и умилению. Недостаток искусства — очевиден, но он исчезает перед духовным достоинством. Христианин, проводящий жизнь в страданиях, борющийся непрестанно с различными трудностями жизни, услыша знаменный напев, тотчас находит в нем гармонию со своим душевным состоянием. Этой гармонии он уже не находит в нынешнем пении Православной Церкви».

Это удивительное действие знаменного распева достигается, в первую очередь, пением в один голос.

Знаменное пение было распространено на Руси с XI до XVII века. Многие мелодии знаменного пения гармонизованы П. П. Турчаниновым, А. Ф. Львовым, П. И. Чайковским, А. Д. Кастальским, С. В. Рахманиновым, П. Г. Чесноковым, Н. А. Римским-Корсаковым.

Текст взят: http://cyrillitsa.ru/tradition/13636-znamennoe-penie.html

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
livejournal
Mar. 6th, 2014 08:45 pm (UTC)
Знаменное пение. "Ангелоподобное искусство".
Пользователь sda1979 сослался на вашу запись в записи «Знаменное пение. "Ангелоподобное искусство".» в контексте: [...] Оригинал взят у в Знаменное пение. "Ангелоподобное искусство". [...]
fa
Mar. 6th, 2014 08:51 pm (UTC)
вот хорошее исследование
в сети в др местах эта книга с купюрой
http://fatuma.net/text/martinov%20-%20ibp.pdf
slavynka88
Mar. 6th, 2014 08:55 pm (UTC)
Благодарю Вас за ссылку! Осень интересно. Скачала себе.
spliuschka
Mar. 6th, 2014 10:01 pm (UTC)
В 2012 году вышел фильм "Дирижер", мне очень понравился. Как фон этого фильма идет "оратория «Страсти по Матфею», написанная современным композитором духовной музыки митрополитом Иларионом (Алфеевым)". Фильм сам по себе хороший, но без оратории он бы не "сыграл".

Если есть возможность посмотрите, не пожалеете.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B6%D1%91%D1%80_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC,_2012)
slavynka88
Mar. 7th, 2014 04:16 pm (UTC)
СпасиБо Вам огромное за ссылку! Фильма, к сожалению, не видела. Заинтересовали. Обязательно посмотрю.
spliuschka
Mar. 6th, 2014 10:05 pm (UTC)
slavynka88
Mar. 7th, 2014 04:17 pm (UTC)
Благодарю Вас! И искать не надо:)
spliuschka
Mar. 6th, 2014 10:07 pm (UTC)
rovdyr
Mar. 7th, 2014 04:02 am (UTC)
Отрадно, что такое древнее пение не забыто в наше время.
slavynka88
Mar. 7th, 2014 04:15 pm (UTC)
Да, хорошо, когда традиции сохраняются и возрождаются. А сколько за эти годы было утрачено.
otevalm
Mar. 7th, 2014 06:50 am (UTC)
Спасибо большое! С наступающим Праздником Вас!
slavynka88
Mar. 7th, 2014 04:12 pm (UTC)
СпасиБо Вам! И Вас с Праздником!
nesterovich1
Mar. 7th, 2014 07:28 am (UTC)
Как интересно.... что-то затрагивает глубоко...
Спасибо, дорогая Виктория!
slavynka88
Mar. 7th, 2014 04:11 pm (UTC)
Да, очень трогает глубины души, т.к. оно относится к исконной русской традиции.
matvejchuk
Mar. 7th, 2014 11:39 am (UTC)
Я знаком со знаменным пением непонаслышке — долгое время, когда был в МП, посещал службы в московском Спасо-Андрониковом монастыре, в котором местная община пела именно знаменным пением.
Мое личное мнение — знаменное пение хорошо для концертов и туристов, как экзотика, а также для церковных «ботаников», стремящихся к полной аутентичности. Для молитвы это пение непригодно: значительно увеличивает время богослужения; делает богослужение непонятным — упор делается не на суть текста молитв и песнопений, а на само звучание, что приводит к откровенному искажению смысла, например, несколько раз пропеваются подряд один-два слога из слова несколько минут, так что о том, какая сейчас часть всенощной происходит, можно догадаться лишь по внешним действиям священника.
Так что я лично отношусь к подобным восхвалениям очень скептически ;-)
slavynka88
Mar. 7th, 2014 04:10 pm (UTC)
В данном случае считаю, что это чисто субъективное восприятие. Я тоже знакома со знаменным пением непонаслышке. Для меня так оно более подходит для молитвы, а партесное пение - все же не исконная русская традиция и, в большей степени, воспринимается как концертное.
matvejchuk
Mar. 8th, 2014 12:08 pm (UTC)
Конечно, я, как и все мы, выражаю лишь свое личное мнение, с которым, между прочим, согласны многие ;-)
Кстати, забыл упомянуть и об одноголосии знаменного распева — по моим наблюдениям, монотонная длительная одногласная служба особенно тяжко и утомительно действует на детей, они начинают ерзать, капризничать, нервничать, проситься на свежий воздух поразвлечься.
Мне самому было впоследствии довольно нудно выстаивать эти службы знаменным распевом. Это круто, когда хочется «поиграть в древность», получить особые чувства и эмоции, почувствовать себя особенным. Поэтому знаменный распев популярен как у старообрядцев, так и у творческих людей — художников, реставраторов, писателей...
В деревнях, по моим наблюдениям, в провинциях на службах поют намного проще. Да и в русских народных песнях нет такого чрезмерного и монотонного одногласия, по мелодичности они как раз ближе к партесному пению.
Так что нынешний знаменный распев также искуственен, как критикуемое его сторонниками партесное пение, даже если не больше.
Все, разумеется, имхо.
teo_tetra
Mar. 14th, 2014 10:11 am (UTC)
Уважаемый Матвейчук. СпасиБо.
Ваши наблюдения совпадают с моими наблюдениями, наблюдениями человека, имеющего вокальное и церковное певческое образование и некоторый практический опыт, полученный мной еще в годы моего пребывания на клиросах сергианской церкви. Святый Царь Николай Александрович, используя свои миротвортеские таланты, полученные Им от Самого Бога Слова, примирил после окончившейся инспирированной видимыми бесами "войны" воинствующее "староверие" с Божией Церковью Имперской России - в Единоверческую Церковь, о коей совершенно напрасно не вспоминают "воинствующие" "патриоты кровавого дна, где в гниющих сердечных заливах до сих пор правит бал сатана"(цитата из Н. Боголюбова). Симтоматично, что в востановленных русскими верующими людьми Единоверческих храмах современной Эр-эфии развернули свою разрушительную "певческую" деятельность этнические иерархи, мигрировавшие сюда из синагоги.
Послушайте церковные песнопения в исполнении Государева Архидьякона Константина Розова, или Шаляпина... и.т.п., и сравните их молитвенное настроение с немолитвенным настроением псевдостароверческой синагоги.
Закончу свой пост опять же цитатой Н. Боголюбова:
"Черти надели рясы,
Нагло вошли в алтарь.
Жги эту биомассу
С Богом грядущий Царь"

Edited at 2014-03-14 10:21 am (UTC)
slavynka88
Mar. 14th, 2014 10:23 am (UTC)
Re: Уважаемый Матвейчук. СпасиБо.
Спасибо и Вам, Иван, за Ваши наблюдения!
Нельзя не согласиться с поэтом Николаем Боголюбовым.
matvejchuk
Mar. 14th, 2014 09:52 pm (UTC)
Re: Уважаемый Матвейчук. СпасиБо.
Спасибо, Jogan Hainkel, за ваше дополнение, в целом согласен. Но замечу, что партесное пение (если я правильно понимаю), тоже разное бывает, зачастую могут так затмить суть оперными и композиторскими фишками, что тоже совсем непонятно, а чего там сейчас поют ;-) И получается тот самый оперный концерт.
teo_tetra
Mar. 8th, 2014 07:11 am (UTC)
С пгаздником
Филология - любовь к Слову Правды - Богу.
Мне безразлично отношение Ветковека (ЖЖ) к одноголосому пению по "крюкам" или так называемому "знаменному" пению, насаждемому пашковскими одесситами в храмах РПЦЗ и насаждёнными абрамами в московском паханате.
Глубокоуважаемая Виктория (Глубоко = Глыба. Уважаемая = вежа = живущая по закону Божиему, который наложил на кривду Вето (Закон).
Ваши коллаборационистские посты в пользу "коллаборационирующих" чистокровных семитов отражают Вашу( в Имперскй России на церковно-славянском с заглавной не пишется) неоднозначную позицию в принципиальных вопросах.
С уважением.
Hainkel Иван.
slavynka88
Mar. 8th, 2014 10:28 pm (UTC)
Re: С пгаздником
Иван, я не понимаю, причем здесь пашковские одесситы и абрамы? Это древняя русская традиция.
teo_tetra
Mar. 15th, 2014 03:22 pm (UTC)
СпасиБо Вам друзья за полное взаимопонимание
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

slavynka88
slavynka88

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com