?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Староверы на Аляске

Ассошиэйтед Пресс о жизни русских староверов на Аляске

Кондратий Фефелов проехал более 32 000 км, чтобы заявить о своих претензиях на кусок земли здесь, где кончается североамериканская автомагистраль, и таким образом оказаться на почтительном расстоянии от остального мира. Он и несколько сот религиозных диссидентов, известных как староверы в Русской православной церкви, потратили десятилетия, переезжая с места на место каждый раз, когда им казалось, что их укладу жизни, сохранившемуся с XVII века, что-то угрожает.



Часовня русских староверов на Аляске


"Мы бежали от коммунистов, от Сталина, – говорит 67-летний Фефелов. – Мы все время переезжаем. Никто нам не помогал. У нас не было денег, мы просто неустанно трудились и нашли хорошее место". Теперь, 36 лет спустя после приезда в Николаевск, староверы больше не боятся преследований. Но другие факторы – культурная интеграция, внутренние разногласия, переживающее упадок рыболовство – меняют тот образ жизни, который сложился у них за несколько веков.

Революция в России вынудила многих староверов уехать, поскольку Советы стремились уничтожить их религию, а колхозы угрожали их привычному существованию. Примерно 300 староверов, в том числе и Фефелов, которой был еще совсем мальчиком, покинули Сибирь в 1945 году в надежде заработать на жизнь в Маньчжурии, в Китае. Но эта страна также стала коммунистической, и они вновь отправились на поиски нового дома. Несколько стран Южной Америки приютило староверов. Фефелов переехал в Бразилию, где, по его словам, правительство не вмешивалось, но многим верующим оказалось трудно заработать на жизнь. Они переехали в Соединенные Штаты в начале 1960-х, осев в основном в долине Уиламетт, штат Орегон. Прожив там почти шесть лет, некоторые из них ощутили, что американская культура оказывает слишком большое влияние на их детей, поэтому они устремили свои взоры на север, на Аляску. Фефелов и другие семьи приехали в Николаевск на полуострове Кенай на Аляске в конце 1960-х. Они сами построили деревню и занялись коммерчески доходным рыболовством.

Чтобы сохранить старые традиции, первые поселенцы пытались ограничить свои контакты с внешним миром, установив в конце грязной дороги знак: "Деревня Николаевск. Частная собственность. Дорога закрыта". Сегодня этого знака уже нет, дорога открыта, и сама деревня стала более открытой. Там есть гостиница и кафе, в котором подают горячий борщ, и туристы могут купить матрешек. Есть планы строительства пожарной станции и дома для одиноких и престарелых. "Это обычный городок. Он не похож на тот, каким был прежде, – заявил Грег Якунин, рыбак и давний житель Николаевска. – Все стало более современным, американизированным. Что касается меня, то я – обычный американский парень".

Эта новая открытость явилась следствием религиозного раскола, произошедшего в деревне примерно 20 лет назад. Фефелов и некоторые жители деревни решили восстановить духовенство. Это было важной переменой, поскольку священники-староверы вымерли несколько столетий назад, и не стало священников, способных воспитывать новую смену в соответствии с традициями. Но группа Фефелова нашла священника-старовера в Румынии в начале 1980-х и восстановила духовенство, что вызвало раскол в общине.

Священники, обеспечивающие духовное руководство, способствовали интеграции, сказал Ричард Моррис, профессор из Центра русских и восточноевропейских исследований при Орегонском университете.

Некоторые отвергали возвращение священнослужителей. Многие из таких староверов, которых называли "беспоповцы", переехали и создали свои общины в глубине полуострова Кенай. В одну из таких деревень – село Качемак – можно добраться только по труднопроходимым дорогам, проходящим по скалам вдоль побережья залива Качемак.

"Было очень много эмоций, иногда даже дело доходило до драки", – сказал Алекс Басаргин, 29-летний "беспоповец", который преподает в школе Николаевска. Трудно подсчитать число староверов в США, сказал Моррис. В результате исследований и поездок по поселениям, он считает, что их до 7000 в Орегоне, примерно 1500 на Аляске, 500 в Канаде и примерно 50 семей в Миннесоте, а также отдельные очень небольшие группы в Пенсильвании, Нью-Джерси и Нью-Йорке.

Эти люди склонны к перемене мест – уезжают и приезжают на Аляску, в Орегон, Южную Америку, Россию и Австралию. Молодежь часто приезжает в другие общины староверов, чтобы найти себе пару.

Нина Фефелова, владелица кафе "Самовар" в Николаевске, работающая также учительницей, русская, приехала сюда, чтобы выйти замуж. Преподавая русский детям, которые знают только Соединенные Штаты, она опасается, что деревня утратит русский язык и культуру, поскольку новое поколение активно воспринимает культуру их новой родины. "Ученики просто не хотят учить русский", – сказала она.

Кира Типкин, работающая на почте в Николаевске, говорит, что у нее двое детей – дочь учится в средней школе, а сыну 10 лет, они не хотят говорить по-русски и не интересуются церковью, потому что не понимают старославянский язык, на котором идут службы. "Если это будет утрачено, мы ничего не сможем поделать, – сказала она. – Но мы будем пытаться сделать все возможное, чтобы сохранить наши традиции".

Нестабильность рыболовной отрасли, где наблюдаются резкие колебания цен, привела к тому, что все большее число староверов ищут другую работу, например, в строительстве, и переезжают в другие места за пределами Аляски. Экономическая нестабильность также привела к тому, что родители дольше держат детей в школе, и все большее число детей заканчивают среднюю школу. "Идеи и убеждения родителей в отношении образования меняются из-за того, что происходит с рыболовной отраслью, и из-за других проблем, – сказал Басаргин. – Чтобы получить работу, достойную работу, нужен аттестат о среднем образовании, и они это понимают. Поэтому они разрешают школьникам закончить, по крайней мере, среднюю школу".

Моррис сказал, что староверы адаптируют свою культуру к среде, в которой они живут, чтобы выжить, но это необязательно означает, что они растворятся в американском населении. "Экономически и политически они интегрированы, – сказал он. – Однако социально они отличаются, у них очень долгие посты. Они свято верят в чистоту ритуалов. Хотя они вежливы и очень гостеприимны, у них все равно есть ощущение, что они социально отделены".

Источник:
http://www.starover.religare.ru/article6147.html

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
nngan
Dec. 5th, 2015 03:23 pm (UTC)
Если отсутствуют церковные и культурные связи с исторической родиной (потому что она сама осталась только как место на карте) и налаженная собственная церковная жизнь - как залог сохранения культурного наследия, то они, боюсь, обречены... на дальнейшую ассимиляцию и интеграцию в американское общество. Плохое или хорошее - другой вопрос, для них - свое родное, для нас... кому как.
slavynka88
Dec. 5th, 2015 06:56 pm (UTC)
Да уж... В этом кроется немалая опасность. Сохранить свою идентичность - это огромный труд, особенно для тех, кто родился в абсолютно иной окружающей его среде.
gomelyuk
Dec. 6th, 2015 03:00 am (UTC)
Мне кажется, - есть вещи похуже ассимиляции.
С китайцами, вьетнамцами, японцами и теми же евреями этого не происходит - даже при разрыве с исторической родиной (как это было у китайцев и вьетнамцев). Вообще-то, современные западные государства требуют экономической и политической интеграции от новоприбывших (само собой - вливание в языковую среду и принятие местных правил поведения и норм). Культурная интеграция и то, на каком языке эммигранты разговаривают дома и играют ли они в игру крикет - никого не волнует, хотя лет 50 назад дело доходило до форм "культурного фашизма" как со стороны обывателей, так и итдельных политических деятелей. Сейчас хватили через край и под "мультикультурализмом" стали понимать создание маленьких пекинов, токио, багдадов и стамбулов. Часто с сознанием осажденного гетто - результаты известны по делам, творимыми магометанами в Европе и США.

Что касается основной темы - без достаточно большой и сплоченной общины, без традиционных семей со сложившимися традициями воспитания детей полное восприятие культуры страны проживания - неизбежно. Это особенно характерно для пост-социалистических стран, где традиции были истреблены и заменены государственно-насаждавшейся идеологией.

Ну и, конечно, самое плохое, - это то, что русский ребенок в Аргентине или Австралии вовсе не воспринимает аргентинскую или австралийскую культуру. Это было бы плох, но дело обстоит еще хуже - воспринимается глобалистская культура, "культура Пепси". Разница между "настоящим американцем, австралийцем, аргентинцем - только в языке, отчасти в любимых песнях, предпочитаемых кушаньях. Фильмы смотрят одни и те же, идеология - давно описанная идеология общества потребления, с девиациями в веганство, чайлдфри, зеленое движение, гай-лесбо и широко распространенным употреблением "развлекательных наркотиков".

Edited at 2015-12-06 03:02 am (UTC)
nngan
Dec. 6th, 2015 08:08 am (UTC)
Re: Мне кажется, - есть вещи похуже ассимиляции.
"...особенно характерно для пост-социалистических стран, где традиции были истреблены и заменены государственно-насаждавшейся идеологией."
- это, согласен, только ускорило ассимиляцию. Думаю, и у китайцев, и тем более у евреев внутренний уклад особых изменений не претерпел, несмотря на смену офиц. китайской "идеологии". В России завоеватели ломали всё - и прежде всего сам уклад жизни народа. Бывшее "своим" стало чем-то вроде "пережитка".

Edited at 2015-12-06 08:15 am (UTC)
gomelyuk
Dec. 6th, 2015 10:32 am (UTC)
Ломка идет и здесь. И вовсю.
В Австралии уклад ломали (и ломают сейчас) с равным успехом, но конечно другими, отличными от СССР методами. Мягко, отвлекая игрушками, подсовывая взамен изымаемого красивые, развлекательные цацки.
Например, тут никто никогда не взрывал церквей, не закрывал их насильно, не превращал в склады по идеологическим причинам.

Зачем? церкви пустуют, общины исчезают - и церковное здание продают под ресторан или ночной клуб. Не очень давно, лет 5-10 назад здание англиканской церкви в Воррнамбуле, не далеко от Мельбурна, приобрела православная церковь (РПЦЗ) -англиканская община прекратила свое существование.
Атеизм можно насаждать самыми просвещенными методами - как и многое другое. И насаждают.

Но разумеется и мне , как и И.Бродскому "ворюги милей, чем кровопийцы".


Молодежь австралийцев из безрелигиозных, "свободных от предрассудков" семей "нижней половинки среднего класса" - ничем не отличается от детей советских мигрантпв 90-х. Вы не различите их, уверяю. Отношение к жизни, к этике, морали - пугающе схожее.

Edited at 2015-12-06 10:34 am (UTC)
nngan
Dec. 6th, 2015 10:56 am (UTC)
Re: Ломка идет и здесь. И вовсю.
"Единые стандарты" мировосприятия внедряются пугающе схожим образом с теми методами, что были прописаны в Протоколах... что бы о них ни говорили.
gomelyuk
Dec. 6th, 2015 01:56 pm (UTC)
Есть другой план, страшный, но благодатный. Куда там "му
По счастию (для нас) куда задолго до "Протоколов..." как и что будет с человеками и мiром предсказывал Иоанн Богослов, а Оптинские старцы давали довольно подробную карину того, что будет происходить с нравами и мирян и клира, Недаром Гундяев несколько лет назад вдруг заговорил о возможности человеков "отодвинуть Апокалипсис".
Зря некоторые считают его неверующим. Нет, он верит - и потому так боится Страшного Суда.
nngan
Dec. 6th, 2015 05:12 pm (UTC)
Re: Есть другой план, страшный, но благодатный. Куда там "
"Боится и от страха верит..." - сформулировал бы так. Общие дела с чекистами-сатанистами стоят дорого, и он это, видимо, хорошо знает.
livejournal
Dec. 5th, 2015 11:20 pm (UTC)
Интерактивный анонс: о любви на Невского
Пользователь o_apankratov сослался на вашу запись в своей записи «Интерактивный анонс: о любви на Невского» в контексте: [...] ие староверы Аляски, материал "Ассошейтед пресс": http://slavynka88.livejournal.com/336804.html [...]
0na_samaya
Dec. 7th, 2015 07:49 pm (UTC)
спасибо за интересную статью
slavynka88
Dec. 8th, 2015 05:32 pm (UTC)
Вам спасиБо за отклик!
livejournal
Dec. 24th, 2015 10:42 am (UTC)
Староверы на Аляске
Пользователь falyosa сослался на вашу запись в своей записи «Староверы на Аляске» в контексте: [...] Оригинал взят у в Староверы на Аляске [...]
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

slavynka88
slavynka88

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com