?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Первая мировая война, революция, гражданская война… А в это время больной мастер создает чудесные по композиции и колориту, жизнелюбивые и радостные образы идеальной Руси, с ее яркими платками и пузатыми самоварами, веселыми крестьянами и разбитными купцами, блистающими куполами церквей и резными наличниками изб. Словно град Китеж или "Лето Господне" Ивана Шмелева предстает перед зрителем Россия Бориса Кустодиева. И особое место здесь занимают серии произведений, посвященных Масленице.





Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году, и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Так, все новые и новые версии создаются в 1917 и 1919 годах, а в 1921 году Кустодиев пишет портрет Федора Шаояпина вновь на фоне масленичных гуляний. Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого — собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы — крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты. Атмосфера праздника и карнавала передается художником через чрезвычайно насыщенный и яркий цвет. Здесь зритель видит и катание на санях, и балаган, и ледяные горки — типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу.




Портрет Шаляпина



В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего. Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа, и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей, искреннее восхищение жизнью и ее поэзией.



Масленица (1916)




Первоначальный вариант


Вот что сам художник писал об этом: «В своих работах хочу подойти к голландским мастерам, к их отношению к родному быту… Голландские художники любили жизнь простую, будничную, для них не было ни «высокого», ни «пошлого», «низкого», все они писали с одинаковым подъемом и любовью».

Полотна Бориса Кустодиева, посвященные русскому праздничному быту, всегда одновременно реалистичны, полны достоверных деталей — прекрасно выписанных костюмов и предметов утвари, архитектурных мотивов, примет времени года. И в тоже самое время это, конечно же, собирательные, идеализированные образы, транслирующие зрителю особый, волшебный и полный народной поэзии мир, сходный со сказками Пушкина и Гоголя.




Балаганы на Масленицу




Фрагмент




Балаганы на Масленицу (вариант)




Балаганы на Масленицу (вариант)




Масленица




Масленица



И невозможно не восхититься подвигом мастера, воссоздавшего в своих работах картину ушедшего русского мира с его блистающими на фоне белой зимы яркими праздничными красками, радостями так любимых русской литературой «маленьких людей». Чем ярче и чище становятся краски на полотнах Бориса Кустодиева, тем тяжелее — атмосфера в России. «Любовь к жизни, радость, бодрость, любовь к своему, «русскому» — были всегда единственным «сюжетом» моих картин», — так сам Борис Кустодиев охарактеризовал свое творчество в конце жизни.


Автор: Гаврилова Екатерина


Источник: http://foma.ru/kartina-kustodieva-maslenitsa.html

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
vinberg_v
Mar. 12th, 2016 11:54 pm (UTC)
Вот это приятное для глаз зрелище-торжество русского бытия. А то недавно рылся дома в старом барахле, нашел советский журнал с репродукциями Перова- мрак и негатив один от его так называемого критического реализма.
slavynka88
Mar. 13th, 2016 07:44 pm (UTC)
Да уж... В данном случае, мне кажется, здесь налицо уход от реальной жизни, которая явно не устраивала художника, или проявление т.н. "внутренней эмиграции".
vinberg_v
Mar. 13th, 2016 09:44 pm (UTC)
Наверное так и было.
nngan
Mar. 12th, 2016 11:56 pm (UTC)
Догадываюсь какой был контраст с окружающей действительностью. Картины очень яркие, позитивные. Спасибо, Виктория.
slavynka88
Mar. 13th, 2016 07:50 pm (UTC)
Мне кажется, это проявление т.н. "внутренней эмиграции". Художника явно не устраивала окружающая его действительность.
nngan
Mar. 13th, 2016 09:11 pm (UTC)
Как художника - она его не устраивала прежде всего эстетически, думаю.
slavynka88
Mar. 13th, 2016 09:35 pm (UTC)
Несомненно.
livejournal
Mar. 13th, 2016 11:19 am (UTC)
Художник Борис Кустодиев и его «Масленицы»
Пользователь hyhuda сослался на вашу запись в своей записи «Художник Борис Кустодиев и его «Масленицы»» в контексте: [...] Оригинал взят у в Художник Борис Кустодиев и его «Масленицы» [...]
aselajn
Oct. 27th, 2016 03:35 pm (UTC)
Какие светлые, радостные картины! Читая этот пост, вспомнила стихи Елены Крюковой "ВИДЕНИЕ ПРАЗДНИКА. СТАРАЯ РОССИЯ":

От звонниц летит лебедями да сойками
Малиновый звон — во истоптанный снег!..
Девчонкой скуластой, молодушкой бойкою
Гляжу я в зенит из-под сурьмленных век…


Небесный прибой синевой океанскою
Бьет в белые пристани бычьих церквей!
Зима, ты купчиха моя великанская,
Вишневки в граненую стопку налей!


Уж Сретенье минуло — льды его хрустнули! —
Святого Василья отпели ветра —
Румяная, масленая и капустная,
И зубы-орехи со сластью ядра —


В платке снеговейном, по коему розами —
Малина и мед, раки, окорока,
И свечи в приделах — багряными грозами,
Белуги, севрюги — кистями платка! —


В брусничном атласе, с лимонными бусами,
В браслетах и килечных, и сельдяных,
С торосами семги, с варенья турусами,
С цукатами тяжких серег золотых,


Со бронзой копчушек каспийских, поморских ли,
С застылыми слитками сливок густых,
С рассольными бочками, словно бы мордами
Веселых до глупости псов молодых, —


С гудками и крыльями райских раешников,
С аджикою плотницкого матерка,
С торчащими черными гривами — елками
Над холкой февральского Горбунка, —


Красавица! Радость моя незабвенная!..
Соболюшка!.. Черные звезды очей!..
В атласах сугробов святая Вселенная!..
Твой рыжий торговец, седой казначей,


Твой князь — из Юсуповых либо Нарышкиных,
Идущий вдоль рынка под ручку с княжной,
Монахиня, что из-под траура — пышкою,
В надменных усах офицер ледяной,


Два Саввы твоих — и Морозов и Мамонтов —
С корзинами, где жемчуга да икра —
Палитрою гения!.. — бархата мало вам?.. —
Вот — прямо в лицо!.. — осетров веера,


Глазастый бескостный изюм Елисеева,
Бурмистрова радуга звездной парчи,
Хвостами налимов — Сияние Севера!..
И — что там еще?.. —
о, молчи же, молчи,


Рыдай, припаявши ладонь узловатую
К забывшим кипение сбитня губам, —
Родная моя!.. Это Время проклятое.
Но Праздник я твой никому не отдам —


Прижму его крепко ко впалой, чахоточной
Груди, зацелую в уста и щеку! —
Пока не явился жандарм околоточный.
Пока не приставили дуло к виску.

slavynka88
Oct. 28th, 2016 07:24 pm (UTC)
Замечательные стихи! Как точно передан колорит старой России.
aselajn
Oct. 29th, 2016 09:48 am (UTC)
Некоторые её стихи (не только это стихотворение) очень люблю. Рада, что Вам тоже понравилось.
slavynka88
Oct. 29th, 2016 10:43 am (UTC)
СпасиБо! Заинтересовали меня. Попробую поискать еще ее стихи.
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

slavynka88
slavynka88

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com