?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Разговоры о невыполненном долге русской эмиграции и о необходимости управления несознательными эмигрантскими «массами» для направления их на верный путь служения далекой родине ведутся все настойчивее и резче. Молодые и старые русские люди отработав должное число на фабриках и заводах идут в литературные кружки и с покорными лицами, не выражая протеста, не обнаруживая попытки оправдаться слушают тех, кто с высоты трибуны обличает их.


Прибытие русских эмигрантов в Шанхай (фото из газеты "Шанхайская заря" № 1307 от 23.02.1930г.)

На одном из таких собраний было трогательно смотреть, как в ответ на наивные речи оратора, с нескрываемым презрением третировшего сидящие перед ним «массы», публика спокойно и удовлетворенно аплодировала. Русские люди всегда любили обличения, считая их каким-то духовным очищением. Но глядя на измученные работой, усталые лица, думая о том, как на рассвете эти обличаемые будут вставать, чтобы идти на изнурительный труд, было горько думать о том, как мало встречает признания их слишком тихий подвиг.

Так ли, действительно, не нужен этот ежедневный подвиг судеб эмиграции для судеб России. Быть может небесполезно вспомнить что достигнуто личными усилиями этих «масс», которых презрительно называют «пылью» и которым грозят, что они будут не нужны обновленной России. Эти люди, будто бы работавшие только для себя, сделали для России, для чести русского имени и для придания силы эмиграции больше, чем самые пылкие агитаторы. Это ясно из того, насколько под влиянием их усилий изменилось отношение к эмиграции и ее положение.

Картинка 1 из 13202
Обложка альбома "Русские в Шанхае" В.Д. Жиганова, Шанхай, 1936 год

Десять лет назад на константинопольский берег были вытряхнуты из огромного мешка, нищие, полуодетые, больные и почти обезумевшие от перенесенных ужасов люди. Все они были совершенно неспособны к практической жизни, не знали никаких ремесел, не привыкли к работе и не имели никакого представления об условиях заграничной жизни. Вся их прошлая жизнь протекла в подготовке к какому-либо квалифицированному занятию, в новых условиях совершенно ненужному. Естественно, что все эти люди, из которых многие были ранены или контужены казались обреченными. Благотворительные учреждения пришли временно на помощь, с некоторой тревогой думая о том, что будет с этими тысячами если положение затянется. Большевики со смехом представляли, как эти никчемные люди привыкшие жить «за счет чужого труда» докажут свою непригодность теперь, когда у них отняты всякие средства к жизни. Гибель этих людей показала бы блистательно справедливость того, что все представители культурных слоев на самом деле никому не нужны, ни на что не способны и жили в России за счет трудящихся классов из которых «сосали кровь». Гибель этих выкинутых людей казалась совсем несомненной. Государства не впускали к себе русских беженцев, опасаясь вторжения нищих толп.

Но прошло десять лет. И большевики больше не смеются над обреченными смерти «тунеядцами», напротив они все время предостерегают коммунистов от опасности «грозных банд» эмиграции, которые по их словам, владеют общественным мнением Европы и Америки. Государства задерживают выдачу виз, но по противоположной причине: они опасаются для своих граждан конкуренции этих сильных и способных ко всякому труду людей. Как превратились эти толпы больных нищих в грозную силу для большевиков, в опасных конкурентов для благополучных народов: это сделано разрозненными усилиями столь ныне презираемых «масс».



Они спасли русское имя от презрительной жалости и окружили его ореолом и завистью. Сделали они это с полной скромностью, совершенно не сознавая значения совершаемого и стыдясь этой обнаруженной ими жизненной силы. В науке и искусстве русские имена завоевали почетное положение. Дамы-белоручки оказались неожиданными конкурентками французских портных и модисток и русские модные «дома» заняли первые места. Во всех ремеслах, на всех поприщах русские обнаружили большое умение, добросовестность, работоспособность. Администраторы крупных французских фирм жалуются на законную процентную норму установленную для иностранных рабочих и препятствующую принять наибольшее количество русских служащих.

Когда в одну из таких фирм явился представитель советской организации для заказа, то наивный администратор провел его на склад и с гордостью показал группу русских рабочих: «это наши лучшие служащие, ваши соотечественники» и большевистский агент не нашелся ничего сказать перед лицом этого победоносного русского труда. Такая пропаганда конечно сильнее и крепче всяких слов и русские люди инстинктом выбрали этот путь самоутверждения.

Известная сказка Салтыкова о двух генералах очутившихся на необитаемом острове и чуть было не погибших, пока им не удалось найти «отлынивающего от работы» мужика который немедленно занялся по их требованию устройством их жизни. Когда они вернулись домой они выслали ему на кухню рюмку водки и полтинник: «веселись, мужичина!» Салтыкову, как и всем тогдашним людям было ясно, что «генералы», то есть все культурные люди населения мгновенно погибли бы, если бы очутились одни вне привычных русских условий, когда всю тяготу жизни несет на себе мужик.

Сами привилегированные классы не сомневались в этом, но оправдывали лишь свое положение пользой которую они приносят культуре. Опыт был произведен в гигантских размерах, и неожиданно оказалось, что «генералы» не погибли, что лишившись всего прежнего, они организовали на «необитаемом острове» свое трудное существование. Между тем те, кто считали их тунеядцами, очень плохо справились с их прежней работой. Можно ли считать результаты такого «показательного опыта» столь незначительными?

Русский народ привык уважать труд. Барин-«белоручка» вызывал презрительную жалость. Сведения о заграничной жизни «белоручек» в корне изменило к ним отношение. Неверно что новой России не нужны будут исстрадавшиеся в одинокой работе люди. Напротив, именно их примет русский народ с наибольшим уважением, признав за ними право на лучший труд.

Способность к внутренней дисциплине, которая казалась чужой русскому интеллигенту, неожиданно обнаружилась в минуту бедствия. Отрабатывая свой восьмичасовой, а иногда более долгий, день, русский музыкант, профессор, техник или офицер не теряет связи с прежней своей специальностью, которой посвящает часы отдыха. Это именно и дает русскому рабочему ту моральную и культурную высоту, которая внушает уважение их сослуживцам.

Поэтому особенно удивительно слышать когда их укоряют за то, что «многие стараются жить новой жизнью только минимально необходимое число часов, а в остальные часы существовать так, чтобы чувствовать себя членами иной, высшей среды»: таким образом они будто бы мешают «устроению эмиграции на нормальных путях». Так, эмиграции как бы вменяется в вину отсутствие пролетарского «классового самосознания».

Действительно в маленьких русских ресторанчиках в рабочих кварталах можно присутствовать при любопытном маскараде. Забывая о своем рабочем костюме люди в короткие минуты отдыха говорят о литературе, искусстве или военных вопросах сохраняя все прежние способы выражения.

Унеся из прежней жизни только духовное свое достояние, они непостижимым способом пронесли его нетронутым через всю грубость, унижения и уродство доставшихся им испытаний – это ли не подвиг, достойный величайшего уважения?

Шанхайская Заря. № 1343 06.04.1930, с.13., Ю. Сазонова

Взято с сайта: http://www.russianshanghai.com/hi-story/newspaper/post321#more-321



Comments

( 28 comments — Leave a comment )
livejournal
Apr. 4th, 2012 03:33 am (UTC)
О "долге" русской эмиграции ("Шанхайская заря&quo
User slovo13 referenced to your post from О "долге" русской эмиграции ("Шанхайская заря", № 1343, 06.04.1930г.) saying: [...] взят у в О "долге" русской эмиграции ("Шанхайская заря", № 1343, 06.04.1930г.) [...]
duchesselisa
Apr. 4th, 2012 10:44 am (UTC)
Спасибо, Вика! А можно это и в сообщество?
slavynka88
Apr. 4th, 2012 07:58 pm (UTC)
Пожалуйста, Лиза! Конечно, можно.
sergeylarin
Apr. 5th, 2012 11:10 pm (UTC)
Богословское наследие тоже весьма великО.Именно анафема экуменизму 1984г. породила, полагаю, осуждение "теории ветвей" РПЦ МП в 2008г. и прославление свт.Иоанна Шанхайского и выход грузин из ВСЦ в1990-е и т.п.
slavynka88
Apr. 6th, 2012 09:11 pm (UTC)
Да, несомненно великО. И это особая тема...
ictoruljevich08
Apr. 4th, 2012 09:52 pm (UTC)
Сильно сказано. Низкий поклон.

slavynka88
Apr. 5th, 2012 06:18 pm (UTC)
Спаси Христос! Благодарю Вас!
Особенно трогают последние слова: "Унеся из прежней жизни только духовное свое достояние, они непостижимым способом пронесли его нетронутым через всю грубость, унижения и уродство доставшихся им испытаний – это ли не подвиг, достойный величайшего уважения?"
А картина с храмом очень необычная...
ictoruljevich08
Apr. 5th, 2012 10:18 pm (UTC)
Сказано замечательно.

ictoruljevich08
Apr. 5th, 2012 10:29 pm (UTC)
Если вглядитесь в картину с храмом, - увидите в сете Богородицу с младенцем.


slavynka88
Apr. 6th, 2012 09:14 pm (UTC)
Как интересно! А ведь точно. Сразу я и не обратила внимания. Просто удивительно!
ictoruljevich08
Apr. 6th, 2012 09:51 pm (UTC)
Меня тоже впечатлило:)

slavynka88
Apr. 6th, 2012 10:10 pm (UTC)
Какие великолепные картины с храмами! Благодарю Вас!
k_markarian
Apr. 5th, 2012 09:32 pm (UTC)
Эмигрантам столько пришлось вынести, что это подвиг и есть!
slavynka88
Apr. 6th, 2012 09:16 pm (UTC)
Да, это настоящий подвиг, пусть тихий и незаметный, но подвиг...
antikominfo
Apr. 6th, 2012 06:29 pm (UTC)
СпасиБо, Вика!
Превосходный материал!
Дмитрий
slavynka88
Apr. 6th, 2012 09:24 pm (UTC)
Благодарю Вас, Дмитрий, за оценку!
Вот о чем писали шанхайские газеты того времени.
lat_elenka
Apr. 6th, 2012 11:52 pm (UTC)
Чтобы сохранить духовность России, каждый должен был как в эмиграции, так и в лагерях нести как драгоценный сосуд в себе эту духовную наполненность, и это главная миссия. Даже молча, мой близкий человек всех вокруг себя заставлял подтягиваться внутренне и внешне. Просто дополнить хотела статью, что те, кто сам или в силу детского возраста родители чьи остались, попали в такие страшные жернова, что удивительно, как сохранили в душах хоть лучик того света... Православие в душе, явно или тайно, вот что помогало выдержать и сохранить свою драгоценную внутреннюю ношу, чтобы постараться передать последующим поколениям...
lat_elenka
Apr. 6th, 2012 11:59 pm (UTC)
Я была ребенком, и не могу четко выразить, что именно было в бабушке иным. Почему ее сыновья, живя то в деревне, то в шахтерском окружении, так отличались...даже не зная ничего о предках. Какая-то внутренняя собранность, самоконтроль, достоинство, трудолюбие и бесконечная тяга к знанию...
slavynka88
Apr. 7th, 2012 11:42 am (UTC)
Но, к сожаленью, таких людей, как Ваша бабушка и ее сыновья, было очень мало. Низкий им поклон!
slavynka88
Apr. 7th, 2012 11:33 am (UTC)
"Чтобы сохранить духовность России, каждый должен быть как в эмиграции" - очень сильно сказано. И только вера помогала людям сохранить самое лучшее в своей душе несмотря на все тяжелые испытания.
livejournal
Apr. 7th, 2012 12:02 am (UTC)
О "долге" русской эмиграции ("Шанхайская заря&quo
User lat_elenka referenced to your post from О "долге" русской эмиграции ("Шанхайская заря", № 1343, 06.04.1930г.) saying: [...] взят у в О "долге" русской эмиграции ("Шанхайская заря", № 1343, 06.04.1930г.) [...]
generalporuchik
Apr. 7th, 2012 12:56 pm (UTC)
А вот этот комментарий к статье "Шанхайской зари" я взял с указанного сайта. Пример очень показательный, мне кажется, в плане обработки общественного сознания. Особенно лексика:"совершить модернизационный рывок".
Человече слишком много читал о модернизации, ни одну вещь, видимо, не пропустил. И всё ждёт её, родимую, всматривается в туманную даль и спрашивает:
- Что, Дима, не видать ещё?
Вот текст комментария:

"Увы, гришки распутины процветали при царизме.
Ленский и другие расстрелы честных масс — при царизме.
Каждая революция — попытка честных масс совершить модернизационный рывок.
Так бы и сидели в крепостном праве)
Увы, белогвардейская эмиграция и её современные эпигоны не поняли этого:
www.urss.ru/cgibin/db.pl?..=ru&list=145".
slavynka88
Apr. 7th, 2012 01:16 pm (UTC)
Да уж... Что тут скажешь? Какими же непонятливыми оказались эмигранты, и мы вместе с ними понять не можем про "модернизационный рывок"...
lat_elenka
Apr. 20th, 2012 10:53 pm (UTC)
Христос Воскресе! Долго не заходила в ЖЖ... На службы ходила много.
slavynka88
Apr. 21st, 2012 08:51 am (UTC)
Воистину Воскресе!
Службы - это хорошо... Теперь, надеюсь, Вы будете чаще в ЖЖ:)
lat_elenka
Apr. 23rd, 2012 11:59 am (UTC)
спасибо! Но теперь и в Храм чаще хочу ходить, почувствовала необходимость на духовном и даже физическом уровне.
lat_elenka
Apr. 23rd, 2012 11:59 am (UTC)
если бы можно было сидеть хоть часть службы... ноги очень устают, стоять больно и на другой день ходить даже...
slavynka88
Apr. 23rd, 2012 06:55 pm (UTC)
Да, это проблема... Понимаю Вас...
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

slavynka88
slavynka88

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com