?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Возьмем в качестве источников заметки и цитаты из воспоминаний иностранцев, посещавших Россию в разное время. Им, по идее, не было необходимости заниматься приукрашиванием чужой действительности. 



Юрий Крижанич, хорватский богослов и философ, в 1659 годуприбывший в Россию. В 1661 он был отправлен в ссылку в Тобольск – его воззрения на единую, независимую от земных споров церковь Христову были неприемлемы как для защитников православия, так и для католиков. В ссылке он провёл 16 лет, где написал трактат «Политика», в котором тщательно проанализировал экономическое и политическое положение России:

«Люди даже низшего сословия подбивают соболями целые шапки и целые шубы..., а что можно выдумать нелепее того, что даже чёрные люди и крестьяне носят рубахи, шитые золотом и жемчугом?.. Шапки, однорядки и воротники украшают нашивками и твезами, шариками, завязками, шнурами из жемчуга, золота и шёлка… Следовало бы запретить простым людям употреблять шёлк, золотую пряжу и дорогие алые ткани, чтобы боярское сословие отличалось от простых людей. Ибо никуда не гоже, чтобы ничтожный писец ходил в одинаковом платье со знатным боярином... Такого безобразия нет нигде в Европе. Наигоршие чёрные люди носят шёлковые платья. Их жён не отличить от первейших боярынь…»





КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО

  И.П. Аргунов Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме  

Вот что пишет Крижанич про еду:

 "Русская земля по сравнению с Польской, Литовской и Шведской землями и Белой Русью гораздо плодороднее и урожайнее. Растут на Руси большие и хорошие огородные овощи, капуста, редька, свекла, лук, репа и иное. Индейские и домашние куры и яйца в Москве крупнее и вкуснее, нежели в упомянутых выше странах. Хлеб, действительно, на Руси сельские и прочие простые люди едят намного лучший и больше, нежели в Литве, в Польской да Шведской землях. Рыба также добывается в изобилии…»

Данные Василия Ключевского по 1630 году: типичное малоземельное (засевавшее поле размером в одну десятину, то есть 1,09 га ) крестьянское хозяйство Муромского уезда: «3-4 улья пчёл, 2-3 лошади с жеребятами, 1-3 коровы с подтёлками, 3-6 овец, 3-4 свиньи и в клетях 6-10 четвертей (1,26-2,1 куб. м) всякого хлеба…»


КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО

Русские крестьяне Пензенской губернии. Воспроизведено по книге: Орлов Н. Типы населения Пензенской губернии. Пенза.

Адам Олеарий, секретарь посольства, посланного шлезвиг-голштинским герцогом Фридрихом III к персидскому шаху, побывал в России в 1634 и 1636-1639 гг. И отметил дешевизну продуктов в России!

«Вообще по всей России, вследствие плодородной почвы, провиант очень дёшев, 2 копейки за курицу, 9 яиц получали мы за копейку… Так как пернатой дичи у них имеется громадное количество, то её не считают такой редкостью и не ценят так, как у нас: глухарей, тетеревов и рябчиков разных пород, диких гусей и уток можно получать у крестьян за небольшую сумму денег…»

Персиянин Орудж-бек Баят (Урух-бек), который в конце 16 века был в составе персидского посольства в Испанию, где обратился в христианство и стал именоваться Дон Хуан Персидский, также отмечает дешевизну еды в России:

«Мы пробыли в городе [Казани] восемь дней, причём нас так обильно угощали, что кушанья приходилось выбрасывать за окно. В этой стране нет бедняков, потому что съестные припасы столь дёшевы, что люди выходят на дорогу отыскивать, кому бы их отдать…»

Вот записки венецианского торговца и дипломата Барбаро Иосафат, в 1479 году побывавшего в Москве:

«Изобилие хлеба и мяса здесь так велико, что говядину продают не на вес, а по глазомеру. За один марк вы можете получить 4 фунта мяса, 70 куриц стоят червонец, и гусь не более 3 марок. Зимою привозят в Москву такое множество быков, свиней и других животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно купить до двухсот штук…»

Секретарь австрийского посла в России Гвариента Иоанн Корб, бывший в России в 1699 году, также отмечает дешевизну мяса:

«Куропатки, утки и другие дикие птицы, которые составляют предмет удовольствия для многих народов и очень дороги у них, продаются здесь за небольшую цену, например, можно купить куропатку за две или за три копейки, да и прочие породы птиц приобретаются не за большую сумму…»


КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО

Русские крестьяне Пензенской губернии. Воспроизведено по книге: Орлов Н. Типы населения Пензенской губернии. Пенза.

Соотечественник Корба, Адольф Лизек, состоявший секретарём при австрийских послах, бывших в Москве в 1675-м году, и вовсе отмечает, что

«птиц так много, что жаворонков, скворцов и дроздов не едят…»

В том же 17-м веке в Германии проблему с мясом решали по-другому. Там за время Тридцатилетней войны (1618-1648) было уничтожено около 40% населения. В результате дело дошло до того, что в Ганновере власти официально разрешили торговлю мясом людей, умерших от голода, а в некоторых областях Германии (христианской, между прочим, страны) было разрешено многожёнство для восполнения людских потерь.


КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО
Русские крестьяне Пензенской губернии. Воспроизведено по книге: Орлов Н. Типы населения Пензенской губернии. Пенза.

Жилищный вопрос

Адам Олеарий:

"Те, чьи дома погибли от пожара, легко могут обзавестись новыми домами: за Белой стеной на особом рынке стоит много домов, частью сложенных, частью разобранных. Их можно купить и задёшево доставить на место и сложить»

 Яков Рейтенфельс, курляндский дворянин, пребывал в Москве с 1670 по 1673 год.

 «Подле Скородума простирается обширнейшая площадь, на которой продаётся невероятное количество всякого леса: балок, досок, даже мостов и башен, срубленных уже и отделанных домов, которые без всякого затруднения после покупки и разборки их перевозятся куда угодно» 

Теперь было бы интересно сравнить жизнь крестьян у нас и заграницей во времена Российской империи. 

Даниил Иванов

Взято: 
http://cyrillitsa.ru/posts/734-komu-na-rusi-zhit-horosho.html


Comments

( 56 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
sergeylarin
Aug. 23rd, 2012 07:08 pm (UTC)
Не знал, благодарю.Очень интересный материал.
slavynka88
Aug. 23rd, 2012 07:17 pm (UTC)
Вам спасиБо за отклик!
Как сейчас живет в деревне народ - и не сравнить...
(no subject) - sergeylarin - Aug. 23rd, 2012 10:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Aug. 24th, 2012 09:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergeylarin - Sep. 12th, 2012 03:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Sep. 19th, 2012 08:42 pm (UTC) - Expand
livejournal
Aug. 23rd, 2012 07:37 pm (UTC)
Виктория Славянка - Кому на Руси жить хорошо...
Пользователь 21242353 сослался на вашу запись в «Виктория Славянка - Кому на Руси жить хорошо...» в контексте: [...] http://slavynka88.livejournal.com/134694.html [...]
guriny
Aug. 23rd, 2012 07:52 pm (UTC)
А почему собственно не сравнить? Кто в деревне не пьёт, тот живёт хорошо.Сейчас осталось много ничейной земли, там где раньше земля была колхозная. И кто смог купить трактор, косилку или ещё какую-нибудь технику, тот может косить траву, продавать. Или кормить свою скотину. Теперь в деревнях опять стали появляться коровы.
slavynka88
Aug. 23rd, 2012 07:57 pm (UTC)
И это замечательно. Кто хочет жить хорошо, тот и живет. В данном примере, который приводите Вы, все зависит от самого человека, а что касается государственной поддержки деревни, то в этом случае остается желать лучшего.
7oppidum7
Aug. 23rd, 2012 08:39 pm (UTC)
Теперь то уж чего сравнивать ??? Всё ... Ни государства , ни сословий , ни Веры. Камня на камне не осталось. Освободились от всего , от истории, религии , культуры ...
Понятное дело , что жрали от пуза и были свободны. С голодухи то не побунтуеш. Вон большевики как голодом начали морить, так и лапки кверху. Не до жиру быть бы живу.....
Только в зажиточном обществе может быть какая то серьёзная революция. Потому что забитые и голодные вообще не бунтуют.....
Взять того же Пугачёва. Так ведь, что бы так жировать, нужно ведь было кого то грабить, а значит было много людей с достатком. Если б Пугачёв действовал в советское колхозное время , то .....ха ха ха , отнимал бы пайки за трудодни....Ни золотишка , ни одежонки , ни провиянту. Телогреечки , кирзовые черевички:).... Советский человек был весьма скудным ресурсом для повстанцев. Ни хозяйства, ни рижья, ни одежонки то про запас.
slavynka88
Aug. 23rd, 2012 08:53 pm (UTC)
Да, к сожаленью... Освободились от всего...
Хотя и голодные тоже бунтуют. Взять, например, Тамбовское восстание. Это было недовольство крестьян на продразверстку.
(no subject) - 7oppidum7 - Aug. 23rd, 2012 09:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Aug. 24th, 2012 09:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 7oppidum7 - Aug. 25th, 2012 08:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Aug. 25th, 2012 07:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 7oppidum7 - Aug. 25th, 2012 11:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Aug. 26th, 2012 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 7oppidum7 - Aug. 26th, 2012 06:58 pm (UTC) - Expand
livejournal
Aug. 24th, 2012 01:20 am (UTC)
Кому на Руси жить хорошо...
Пользователь origen_72 сослался на вашу запись в «Кому на Руси жить хорошо...» в контексте: [...] Originally posted by at Кому на Руси жить хорошо... [...]
livejournal
Aug. 24th, 2012 01:22 am (UTC)
Кому на Руси жить хорошо...
Пользователь ladaria сослался на вашу запись в «Кому на Руси жить хорошо...» в контексте: [...] Оригинал взят у в Кому на Руси жить хорошо... [...]
livejournal
Aug. 24th, 2012 03:51 am (UTC)
Кому на Руси жить хорошо...
Пользователь nycprgroup сослался на вашу запись в «Кому на Руси жить хорошо...» в контексте: [...] Originally posted by at Кому на Руси жить хорошо... [...]
livejournal
Aug. 24th, 2012 04:33 am (UTC)
"В старинных книгах открылось: царь-де Петр - жидовин..."(
Пользователь sharper_ сослался на вашу запись в «"В старинных книгах открылось: царь-де Петр - жидовин..."(с)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Кому на Руси жить хорошо... [...]
nngan
Aug. 24th, 2012 05:34 am (UTC)
Да, чтобы ликвидировть такое изобилие - тоже нужно умение, т.е методичная и целенаправленная работа по уничтожению в нации всего дучшего - веры, традиции, достатка, достоинства и внутренней свободы.

Edited at 2012-08-24 05:38 am (UTC)
slavynka88
Aug. 24th, 2012 09:40 pm (UTC)
Да, печально все это... И к чему в итоге спустя столетия пришли?
voleslavich
Aug. 24th, 2012 05:41 am (UTC)
...Особенно примечательно влияние земщины в делах финансового управления страны. Вплоть до конца XVII в. действует форма государственного бюджета, проникнутая участием земщины. Сметы сборов и податей с разных городов и уездов устанавливались “по Указу Царя, по приговору бояр, при содействии гостей, за их руками, и с пометою Думного Дьяка” (Лешков. История русского общественного права до XVIII в. М., 1858, с. 259 и далее). Эти сметы рассылались по городам и уездам, чтобы “в сроках были все обнадежены” и чтобы “положить тот оклад на дворы, смотря по тяглам и промыслам, и сбирать те деньги посадским и уездным людям самим, земским старостам и выборным лучшим людям, за верою и за выбором всех людей, чтобы полные люди перед бедными во льготе, а бедные перед богатыми в тягости не были, и никто б в избыли не был”. Если бы даже ничего, кроме этих строк, из Указа не осталось от Московской Руси, то и тогда можно было бы сказать, что Русь явила всему миру подлинное откровение безграничного доверия власти и народа друг к другу и такого уважения и заботы о нуждах людей, до какого далеко и западным демократиям и социалистическим деспотиям. Один эпизод русской истории высвечивает нам самое характерное и типичное в этих отношениях Царя и народа. В 1585 г. погиб Ермак, но Сибирь была уже открыта для России, для ее народа. Дело было за дорогой, по которой могли бы русские крестьяне на своих подводах ехать в суровые необжитые места и здесь строить Русь — деревни, села и города, пахать и разводить скот, возводить на новом месте русскую государственность. Царь Федор Иоаннович не стал создавать коллегий и комиссий, а своим царским Указом обратился к “охочим людям”, приказал просто сыскать охотников. Дорога эта была нужна русскому народу, и народ и должен был ее построить. Петр I по западным образцам угробил бы на этом деле несколько десятков тысяч крестьян, большевики несколько сотен тысяч сгноили бы запросто, и строили бы лет двадцать, плохо, на один день, а потом бы кричали о своих “успехах” денно и нощно. Тогда же власть была народной, и именно поэтому поразительной верой в неисчерпаемые силы народа веет от царских указов. Как и здравым смыслом.

Соликамский крестьянин Артемий Сафронович Бабинов был землепашцем, ловил зверя в отрогах Уральского хребта, он и стал тем “охочим человеком”. Указ Царя Федора от 1595 г. был выполнен за три (!) года. Была проложена дорога в триста километров через исхоженную тайгу, болота, буераки, каменные завалы. Одних мостов, если их составить вместе, было построено девять километров (см. Николай Коняев. Рассказы о землепроходцах. Л., 1987). 11 января 1598 г. дорога была готова, и по ней пошли подводы из России в Сибирь. За один 1599 год прошло по бабиновской дороге более тысячи крестьянских семей. Дешевизна строительства дороги изумила и современников Бабинова. За двадцать лет были возведены десятки городов в Сибири: Верхотурье (1598), Туринск (1600), Томск (1604), Туруханск (1607). Смутное лихолетье не остановило строительства городов, и в это время поднялись Кузнецк, Енисейск, Ачинск, Ишимск, Якутск, Красноярск...

Дело заселения Сибири было продумано царским правительством до мельчайших деталей. Без всякого насилия, с заботой о крестьянине...

http://rus-sky.com/history/library/ostretzv/ostr1.htm#_Toc515331896

Рекомендую эту замечательную, редкую книгу.
slavynka88
Aug. 24th, 2012 03:43 pm (UTC)
Огромное Вам спасиБо за отклик!
Полностью с Вами согласна! Власть, действительно, в тот период была народной, заботилась о своем народе.

Благодарю Вас за ссылку! Обязательно почитаю. Очень интересно. У Острецова доводилось читать "Черная сотня и красная сотня".
(no subject) - voleslavich - Aug. 24th, 2012 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Aug. 24th, 2012 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nngan - Aug. 25th, 2012 06:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Aug. 25th, 2012 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - voleslavich - Aug. 27th, 2012 11:11 am (UTC) - Expand
natakoltcha
Aug. 24th, 2012 06:30 am (UTC)
Любопытные сведения, спасибо, Вика, за информацию)
slavynka88
Aug. 24th, 2012 08:40 pm (UTC)
СпасиБо, Наташа, за отклик!)
Уровень жизни народа в то время меня просто впечатлил.
livejournal
Aug. 24th, 2012 08:09 am (UTC)
Как жилось Русским на Руси
Пользователь penza_city_com сослался на вашу запись в «Как жилось Русским на Руси » в контексте: [...] Оригинал взят у в Кому на Руси жить хорошо... [...]
livejournal
Aug. 24th, 2012 07:54 pm (UTC)
Как жилось Русским на Руси
Пользователь avr_mag сослался на вашу запись в «Как жилось Русским на Руси » в контексте: [...] нал взят у в Кому на Руси жить хорошо... [...]
livejournal
Aug. 25th, 2012 09:52 am (UTC)
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО
Пользователь ss69100 сослался на вашу запись в «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» в контексте: [...] нал взят у в Кому на Руси жить хорошо... [...]
livejournal
Aug. 25th, 2012 10:47 am (UTC)
Кому на Руси жить хорошо...
Пользователь alex_serdyuk сослался на вашу запись в «Кому на Руси жить хорошо...» в контексте: [...] Оригинал взят у в Кому на Руси жить хорошо... [...]
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 56 comments — Leave a comment )

Profile

slavynka88
slavynka88

Latest Month

September 2020
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com