?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

8.11.1953. – Умер в эмиграции писатель Иван Алексеевич Бунин, лауреат Нобелевской премии 1933 г.





***

Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...

***

Как они оди­на­ковы, все эти рево­лю­ции! Во время фран­цуз­ской рево­лю­ции тоже сразу была соз­дана целая без­дна новых адми­нис­тра­тив­ных учреж­де­ний, хлы­нул целый потоп дек­ре­тов, цир­ку­ля­ров, чис­ло комис­са­ров — неп­ре­мен­но почему-то комис­са­ров — и вооб­ще вся­чес­ких влас­тей стало нес­мет­но, коми­теты, союзы, пар­тии рос­ли, как грибы, и все «пожи­рали друг друга», обра­зо­вал­ся сов­сем новый, осо­бый язык, «сплошь сос­то­я­щий из высо­ко­пар­ней­ших вос­кли­ца­ний впе­ре­меш­ку с самой пло­щад­ной бранью по адресу гряз­ных остат­ков изды­ха­ю­щей тира­нии…» Все это пов­то­ря­ет­ся потому преж­де всего, что одна из самых отли­чи­тель­ных черт рево­лю­ций — беше­ная жаж­да игры, лице­дей­ства, позы, бала­гана. В чело­веке про­сы­па­ет­ся обезь­яна.

***

Ах, эти сны про смерть! Какое гро­мад­ное мес­то зани­мает смерть в нашем и без того кро­хот­ном сущес­тво­ва­нии! А про эти годы и гово­рить нечего: день и ночь живем в оргии смер­ти. И все во имя «свет­лого буду­щего», кото­рое буд­то бы дол­жно родить­ся имен­но из этого дья­воль­ского мрака. И обра­зо­вал­ся на зем­ле уже целый легион спе­ци­а­лис­тов, под­ряд­чи­ков по устро­е­нию чело­ве­чес­кого бла­го­по­лу­чия. «А в каком же году нас­ту­пит оно, это буду­щее?» — как спра­ши­вает зво­нарь у Ибсена. Всег­да гово­рят, что вот-вот: «Это будет пос­лед­ний и реши­тель­ный бой!» — Веч­ная сказ­ка про крас­ного быч­ка.

«Боже мой, в какой век пове­лел Ты родить­ся мне!»



***

В сущности, всем нам давно пора повеситься, - так мы забиты, замордованы, лишены всех прав и законов, живем в таком подлом рабстве, среди непрестанных заушений, издевательств!

***

Страшно сказать, но правда: не будь народных бедствий, тысячи интеллигентов были бы прямо несчастнейшие люди. Как же тогда заседать, протестовать, о чём кричать и писать?

***

Во «Влас­ти Народа» пере­до­вая: «Нас­тал гроз­ный час — гиб­нет Рос­сия и Рево­лю­ция. Все на защиту рево­лю­ции, так еще недав­но луче­зар­но сияв­шей миру!» — Ког­да она сияла, глаза ваши бес­сты­жие?

***

Мужики, разгромившие осенью семнадцатого года одну помещичью усадьбу под Ельцом, ощипали, оборвали для потехи перья с живых павлинов и пустили их, окровавленных, летать, метаться, тыкаться с пронзительными криками куда попало.
Но что за беда! Вот Павел Юшкевич уверяет, что «к революции нельзя подходить с уголовной меркой», что содрогаться от этих павлинов – «обывательщина». Даже Гегеля вспомнил: «Недаром говорил Гегель о разумности всего действительного: есть разум, есть смысл и в русской революции».
Да, да, «бьют и плакать не велят». Каково павлину, и не подозревавшему о существовании Гегеля? С какой меркой, кроме уголовной, могут «подходить к революции» те священники, помещики, офицеры, дети, старики, черепа которых дробит победоносный демос?

***

Почему комиссар, почему трибунал, а не просто суд? Все потому, что только под защитой таких священно-революционных слов можно так смело шагать по колено в крови, что, благодаря им, даже наиболее разумные и пристойные революционеры, приходящие в негодование от обычного грабежа, воровства, убийства, отлично понимающие, что надо вязать, тащить в полицию босяка, который схватил за горло прохожего в обычное время, от восторга захлебываются перед этим босяком, если он делает то же самое во время, называемое революционным, хотя ведь всегда имеет босяк полнейшее право сказать, что он осуществляет «гнев низов, жертв социальной справедливости».

***

Впрочем, почта русская кончилась уже давно, ещё летом 17 года: с тех самых пор, как у нас впервые, на европейский лад, появился «министр почт и телеграфов». Тогда же появился впервые и «министр труда» — и тогда же вся Россия бросила работать. Да и сатана каиновой злобы, кровожадности и самого дикого самоуправства дохнул на Россию именно в те дни, когда были провозглашены братство, равенство и свобода.

***

Гру­зо­вик — каким страш­ным сим­во­лом остал­ся он для нас, сколь­ко этого гру­зо­вика в наших самых тяж­ких и ужас­ных вос­по­ми­на­ниях! С самого пер­вого дня сво­его свя­за­лась рево­лю­ция с этим реву­щим и смер­дя­щим живот­ным, пере­пол­нен­ным спер­ва исте­рич­ками и похаб­ной сол­дат­ней из дезер­ти­ров, а потом отбор­ными катор­жа­нами.
Вся гру­бость сов­ре­мен­ной куль­туры и ее «соци­аль­ного пафоса» воп­ло­щена в гру­зо­вике.

***

Зачем жить, для чего? Зачем делать что-нибудь? В этом мире, в их мире, в мире поголовного хама и зверя, мне ничего не нужно.

***

Сен-Жюст, Робеспьер, Кутон… Ленин, Троцкий, Дзержинский… Кто подлее, кровожаднее, гаже? Конечно, все-таки московские. Но и парижские были неплохи.

***

Есть «Рабочая Марсельеза», «Варшавянка», «Интернационал», «Народовольческий гимн», «Красное знамя»… И все злобно, кроваво донельзя, лживо до тошноты, плоско, убого до невероятия…

***

…В красноармейцах главное – распущенность. В зубах папироска, глаза мутные, наглые, картуз на затылок, на лоб падает «шевелюр».

***

...Сатана каиновой злобы, кровожадности и самого дикого самоуправства дохнул на Россию именно в те дни, когда были провозглашены братство, равенство и свобода. Тогда сразу наступило исступление, острое умопомешательство.

***

«Съезд Советов». Речь Ленина. О, какое это животное!


Иван Бунин. Окаянные дни.



Comments

( 60 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
livejournal
Nov. 7th, 2012 05:47 pm (UTC)
Памяти русского писателя Ивана Бунина. Цитаты из книги
Пользователь npl_22 сослался на вашу запись в записи «Памяти русского писателя Ивана Бунина. Цитаты из книги "Окаянные дни".» в контексте: [...] posted by at Памяти русского писателя Ивана Бунина. Цитаты из книги "Окаянные дни". [...]
livejournal
Nov. 7th, 2012 05:55 pm (UTC)
Памяти русского писателя Ивана Бунина. Цитаты из книги
Пользователь gradmiralthrawn сослался на вашу запись в записи «Памяти русского писателя Ивана Бунина. Цитаты из книги "Окаянные дни".» в контексте: [...] Оригинал взят у в Памяти русского писателя Ивана Бунина. Цитаты из книги "Окаянные дни". [...]
ictoruljevich08
Nov. 7th, 2012 06:55 pm (UTC)
Замечательные слова. Огромное спасибо.
Ленин - животное, это мощно!)



slavynka88
Nov. 8th, 2012 04:10 pm (UTC)
Вам спасиБо!
Свидетельства очевидца дорогого стоят, тем более, человека, хорошо знавшего и любившего старую Россию.
А про ВИЛа точнее и не скажешь.
(no subject) - ictoruljevich08 - Nov. 8th, 2012 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Nov. 8th, 2012 05:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ictoruljevich08 - Nov. 8th, 2012 05:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Nov. 8th, 2012 05:56 pm (UTC) - Expand
generalporuchik
Nov. 7th, 2012 09:06 pm (UTC)
Мы ведь, кстати, тоже переживаем очередную революцию и пожинаем её плоды, когда "в человеке просыпается обезьяна".
slavynka88
Nov. 8th, 2012 05:21 pm (UTC)
Это точно. Такое ощущение, что с тех пор в человеке и "не засыпала" та самая обезьяна.
(no subject) - generalporuchik - Nov. 8th, 2012 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Nov. 9th, 2012 05:46 pm (UTC) - Expand
legion_501_01
Nov. 8th, 2012 12:17 am (UTC)
Светлая память, хороший человек был.
slavynka88
Nov. 8th, 2012 05:56 pm (UTC)
Аминь.
Светлая память. Хороший, достойный человек и талантливый писатель.
skrul
Nov. 8th, 2012 12:33 am (UTC)
Иван Бунин и его "Окаянные дни" -
одно из самых страшных по силе и правдивости документов, когда-либо написанных писателем-очевидцем. От этого потрясения Россия еще не скоро оправится. Если оправится когда-нибудь. Спасибо за память!
slavynka88
Nov. 8th, 2012 05:13 pm (UTC)
Re: Иван Бунин и его "Окаянные дни" -
Вам спасиБо за отклик!
Да, слова очень страшные, все было непосредственно пережито автором, который искренне любил Старую Россию.
Хотелось бы верить, что с Божией помощью Россия все же оправится когда-нибудь.
landgrafff
Nov. 8th, 2012 01:57 am (UTC)
«Съезд Советов». Речь Ленина. О, какое это животное!
Все правильно не прибавить , ни отнять
slavynka88
Nov. 8th, 2012 04:53 pm (UTC)
Re: «Съезд Советов». Речь Ленина. О, какое это животное!
Да, очень точная характеристика. Лучше и не скажешь.
livejournal
Nov. 8th, 2012 02:03 am (UTC)
Памяти русского писателя Ивана Бунина. Цитаты из книги
Пользователь sergey_verevkin сослался на вашу запись в записи «Памяти русского писателя Ивана Бунина. Цитаты из книги "Окаянные дни".» в контексте: [...] Оригинал взят у в Памяти русского писателя Ивана Бунина. Цитаты из книги "Окаянные дни". [...]
natakoltcha
Nov. 8th, 2012 02:15 am (UTC)
Да, очень метко сказано!
slavynka88
Nov. 8th, 2012 04:27 pm (UTC)
Да, как говорится, ни убавить - ни прибавить...
Это слова и ощущения очевидца и человека, искренне любившего старую Россию.
livejournal
Nov. 8th, 2012 02:19 am (UTC)
Памяти русского писателя Ивана Бунина. Цитаты из книги
Пользователь natakoltcha сослался на вашу запись в записи «Памяти русского писателя Ивана Бунина. Цитаты из книги "Окаянные дни".» в контексте: [...] Оригинал взят у в Памяти русского писателя Ивана Бунина. Цитаты из книги "Окаянные дни". [...]
livejournal
Nov. 8th, 2012 04:50 am (UTC)
Памяти русского писателя Ивана Бунина. Цитаты из книги
Пользователь bjarmeland_ost сослался на вашу запись в записи «Памяти русского писателя Ивана Бунина. Цитаты из книги "Окаянные дни".» в контексте: [...] Оригинал взят у в Памяти русского писателя Ивана Бунина. Цитаты из книги "Окаянные дни". [...]
nesterovich1
Nov. 8th, 2012 05:39 am (UTC)
Помню какое потрясающее впечатление на меня произвели
"Окаянные дни" при первом прочтении!

И особая гордость за то, что он не продался "за чечевичную похлёбку", не поддался красной лжи!
slavynka88
Nov. 8th, 2012 05:36 pm (UTC)
Да, меня тоже очень впечатлили.
Не продался - это точно, в отличие от тех же А. Толстого и Маяковского, которых он так не любил. Он помнил еще Старую Россию, а предать ее было невозможно.
livejournal
Nov. 8th, 2012 05:40 am (UTC)
Памяти русского писателя Ивана Бунина. Цитаты из книги
Пользователь nesterovich1 сослался на вашу запись в записи «Памяти русского писателя Ивана Бунина. Цитаты из книги "Окаянные дни".» в контексте: [...] Оригинал взят у в Памяти русского писателя Ивана Бунина. Цитаты из книги "Окаянные дни". [...]
7oppidum7
Nov. 8th, 2012 07:01 am (UTC)
ТРИУМФАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Фотоаппарат отличное средство в дополнение к таланту великого писателя.
ИЗОБРАЖЕНО ЗДЕСЬ СЛЕДУЮЩЕЕ
Это красная армия
http://ic.pics.livejournal.com/7oppidum7/45227305/4659/4659_1000.jpg
А это советские граждане в начальный период становления советской власти.
Советская власть имела свои РЕВОЛЮЦИОННЫЕ методы в экономике и сельском хозяйстве. Как мы видим это ленинский план. Такова она социальная справедливость в понимании пролетарских вождей.
http://ic.pics.livejournal.com/7oppidum7/45227305/6493/6493_1000.jpg
7oppidum7
Nov. 8th, 2012 07:22 am (UTC)
В КАЧЕСТВЕ СРАВНЕНИЯ
РУССКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ СЕМЬЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ !!!
http://www.museum.ru/museum/1812/Memorial/PG/pic/04435v.jpg

Edited at 2012-11-08 11:23 am (UTC)
nngan
Nov. 8th, 2012 08:05 am (UTC)
А еще, насколько помню, в "Окаянных днях" он очень сочно отозвался о Маяковском... и поделом! Хороший поэт, но совесть как таковая отсутствовала. Спасибо за пост!
Вот, нашел:
В.В. Маяковский - "лучший, талантливейший поэт нашей советской эпохи" (Сталин).
"... Маяковский останется в истории литературы большевицких лет как самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства, по части литературного восхваления его и тем самым воздействия на советскую чернь" (Бунин).

Edited at 2012-11-08 12:19 pm (UTC)
slavynka88
Nov. 8th, 2012 05:43 pm (UTC)
Вам спасиБо за отклик!
Маяковского, равно как и А. Толстого, он очень не любил. И был прав в отношении их, продавшихся за "чечевичную похлебку".
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 60 comments — Leave a comment )

Profile

slavynka88
slavynka88

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com