?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Последние дни РОА

Оригинал взят у nngan в Последние дни РОА

Свидетельства очевидца (1948)

"Тогда никому не хотелось верить в то,
 что все это было уже слишком поздно..."

Та цепь поражений, которая охватила немцев в конце 1944 и начале 1945 г., заставила их ускорить формирование русских частей во главе с ген. А. А. Власовым: 11 февраля 1945 г. в лагерях Мюнцингера русские части, бывшие под командованием немецкого генерала Добровольческих войск Кестринга, передавались под командование ген. Власова, который был объявлен Главнокомандующим Русской Освободительной Армии…

Рано утром части первой дивизии — окончательно укомплектованной и довольно хорошо вооруженной, казачьи сотни, пулеметные тачанки, танковое отделение из захваченных советских танков Т-34 выстроились на большом поле у лагеря. После молебна, рядом с немецким флагом был поднят под звуки "Коль Славен" и русский. Оба генерала — Кестринг и Власов — обратились к войскам с речами об историческом моменте, рождении русской национальной армии. После парада, ген. Власов сошел с трибуны и вошел в гущу солдат, желавших поближе увидеть своего главнокомандующего. Возвышаясь на голову надо всеми, улыбаясь и отвечая на вопросы, ген. Власов медленно шел сквозь солдатскую массу. Я был почти рядом и видал, как окружающие солдаты хотели хотя бы дотронуться до своего командира... Тогда никому не хотелось верить в то, что все это было уже слишком поздно...

В следующие дни новые эшелоны привозили в лагерь все новые и новые массы добровольцев РОА — голодных, истощенных, оборванных. Шло непрерывное обучение офицерской школы, к весне 1945 года выпустившей достаточное количество офицеров для формирования 3-ей и 4-ой дивизий. Люди стекались со всех уже очищенных немцами областей. Немцы всячески тормозили снабжение вновь прибывавших, тем не менее был создан лагерь и для штатских людей, и для семей офицеров. Англо-американские воздушные налеты все усиливались, железные дороги почти не работали, и люди приходили уже пешком.

Из бывших пленных были наспех сформированы части 2-ой дивизии и запасной бригады. Немцы и тут старались срывать вооружение этих частей. Наши доводы на них не действовали. Положение еще больше обострялось, когда среди офицеров и солдат РОА был раскрыт заговор, который имел целью поднять восстание против командования и идти на соединение с союзниками. Это последнее обстоятельство заставило немцев ускорить вывод РОА из Мюнцингера.

В середине апреля частям был дан приказ двинуться на восток. В это время части первой дивизии уже сражались на фронте р. Одер. По дороге от Мюнцинегра эта дивизия увеличилась почти втрое за счет русских солдат и офицеров, бежавших к ней из немецких частей. Из Мюнцингера вышли части 2-ой дивизии, совсем слабо вооруженные, запасная бригада — в таком же состоянии, офицерская школа, штаб и пр. Двигались ночью. Вместе с армией шло огромное количество русских беженцев. Все это передвигалось пешком.

В первых числах мая штаб уже находился в гор. Фрейштадте. Ген. Власов решил не заходить далеко на восток, а ждать здесь прихода 1-ой дивизии. В штабе были планы идти на юг, в горы, на соединение с партизанами Драже Михайловича, который к этому очень стремился. Были и возражения против такого плана: многие боялись остаться без немецкого снабжения. Немцы требовали, чтобы РОА шла в Чехию в распоряжение ген. Франка. Но все наши части были так разрозненны во время этого марша, что штабы не могли уже направлять их движение.

Наше пополнение становилось все более и более критическим. С запада очень быстро шли американские танки, с востока приближались большевики. На заседании штаба под начальством ген. Трухина решено было послать парламентеров к американцам, чтобы найти хоть какой-нибудь выход и чтобы дать частям, почти невооруженным, возможность уйти из-под удара советов. Эти переговоры должны были вестись с тайного согласия немецкого полковника ген. штаба. Херре. Для этой миссии г. Трухин отправил ген.-майора Азбергера, полк. Познякова с его супругой в качестве переводчицы и капитана Б. — автора настоящей статьи.

Четвертого мая вечером мы выехали на авто из Фрайштадта. Нам много пришлось колесить в поисках американцев, временами мы производили пешую разведку — было бы очень опасно, если бы наткнулись на немецкие войска. Наконец мы попали в деревню Леопольден, всю увешенную белыми флагами и находившуюся в распоряжении недавних пленных — французов. Те указали нам направление.

Ехали мы очень медленно и под белым флагом. За деревней уже стояли американские танки. Нас окружили американские солдаты, сняли с нас пистолеты, автоматы — с меня даже и часы, которые, впрочем, потом были возвращены... Нас провели в дом, где вповалку еще спали американцы. Один из них встал, и потягиваясь стал расспрашивать, кто мы такие и что нам нужно. Наших объяснений — что мы не немцы, а русские — он никак не мог понять. Когда же ему объяснили, что мы являемся представителями 150-тысячной армии и что мы хотим направиться к американскому командованию для переговоров, он вскочил на машину и предложил нам следовать за ним.

Мы прибыли в штаб полка, а оттуда — уже в сопровождении танков с зенитками и пулеметами, были направлены в штаб 11-ой танковой дивизии. Там нас обступили американцы и сразу начали снимать на кинопленку. Через некоторое время нас принял ген. Декар, начальник этой дивизии.

Ген. Азбергер объяснил, кто мы и зачем мы прибыли. Он подчеркнул, что мы никогда не воевали против союзников и не считаем их своими врагами, что мы боролись только против большевиков, и что мы шли с немцами только потому, что другого выхода у нас не было.

Ген. Декар, выслушав все и получив напечатанные в штабе РОА письменные объяснения от имени ген. Власова и комитета, сказал, что все это будет немедленно передано ген. Паттону, командовавшему 3-ей армией, и что ответ будет через несколько часов. В ожидании ответа мы были приглашены к обеду, который был очень обилен.

При штабе 11-ой дивизии, оказался сын русского эмигранта, — ст. лейтенант Александр Бабок, По-русски он говорил с большим акцентом, был очень приветлив и разговорчив. Нина Сергеевна Познякова много говорила о настоящем лице большевиков, которые рано или поздно все-таки всадят американцам нож в спину. За обедом нас обслуживали чехи, служившие в американской армии. Только позже мы выяснили: эти чехи уже знали по радио, что наша 1-ая дивизия под командой ген. А. Власова выбила немцев из Праги. Американцы интересовались нашей формой — моими аксельбантами, погонами, но наши разговоры о большевиках их, видимо, интересовали очень мало.

Настроение в штабе было приподнятое — война пришла к победоносному концу — лица были веселыми, сыпались шутки, радио передавало ликование союзных наций. Мы сидели мрачно и ожидали решения нашей участи...

Наши предчувствия нас не обманули. Ген. Дакар пригласил нас в свой кабинет и в присутствии всего штаба передал нам отпечатанные условия нашей сдачи. Но на самый главный вопрос — на нашу просьбу не выдавать нас большевикам — письменного ответа не было. Устный ответ был уклончивым.

Американцы принимали РОА, как сдавшихся в плен. На роту оставлялось по 10 винтовок. Офицеры, впрочем, оставались при оружии. Нам был дан срок в 36 часов, в течение которого в штаб 11-ой дивизии должны прибыть девять наших офицеров для окончательной сдачи наших частей. В течение этих 36 часов американцы прекращают всякие военные действия против нас. Никакой гарантии о нашей дальнейшей судьбе дано не было: эта судьба будет решаться в Вашингтоне политиками...

Ген. Азбергер еще раз пытался объяснить ген. Декару, что мы являемся их друзьями, а не врагами — но на это последовал прежний ответ и переговоры были кончены. Нас обратно конвоировала военная полиция и нам даже было возвращено наше оружие, правда, не наши прекрасные пистолеты, а какое-то старье ковбойского образца.

Пока мы сидели у ген. Декара, к нашему шоферу подходил какой-то русский в американской форме и все расспрашивал о нас и о цели нашего прибытия — но шофер ничего ему не сказал. Потом из разговора с лейт. Бабоком я узнал, что при американском штабе находился советский полковник — который и выспрашивал нашего шофера. От лейт. Бабока мне удалось кое-что узнать: он говорил, что для них, американцев, главное, чтобы против них не воевали — а кто, куда и как пойдет в плен — это их не интересует...

С нашими штабом мы соединились уже в Чехии. В штабе нас ждали с нетерпением. Условия были прочитаны и произвели удручающее впечатление. Ген. Трухин решил немедленно выехать с докладом к ген. Власову. Мы ожидали прибытия ген. Боярского, который находился у ген. Власова и должен был вернуться каждый момент... Но его мы так и не дождались: по дороге он попал в руки советских партизан и был повешен вместе со своим адъютантом и своей охраной.

Там же попался и ген. Трухин. Только впоследствии от его адъютанта А. Ромашкина мы узнали, что около г. Будвейса он тоже попал к советским партизанам, посажен в подвал, допрашивался советским комиссаром и был снова посажен в подвал. Утром проходили наши части полк. Сахарова: партизаны ушли и увели ген. Трухина с собой. А Ромашкину удалось спастись только чудом. Наши поиски ген. Трухина были напрасны. А. Ромашкин видал на комиссаре и его помощнике полевые сумки ген. Боярского и его адъютанта.

В штабе было полное замешательство. С ген. Власовым никакой связи не было. Уехавшие генералы тоже не возвращались. Срок в 36 часов истекал. Девять офицеров были отосланы для окончательной сдачи частей.

Среди офицеров и солдат, как всегда в таких случаях, ходили всякие слухи и высказывались всякие соображения. Здесь ярко выдвинулся представитель HТCHП (солидаристов), которые начали вести в частях пропаганду за то, чтобы как можно большей массой перейти к американцам и чтобы вообще держаться вместе. При штабе РОА было довольно большое количество солидаристов — главным образом женщин: переводчиц, машинистов и т. д. Начальник секретариата ген. Трухина был кап. Шейко, тоже член НТСНП. Ген. Меандров находился под их сильным влиянием.

Когда я прибыл от американцев, ко мне приходили офицеры разных частей и я всем им говорил, что нужно стараться в плен не идти, повторяя предупреждения лейт. Бабока и указывая на то, что никакой гарантии нам не дано и что наша судьба никого не интересует. При одном из таких разговоров присутствовал полк. Белай, который при приближении к нашей группе полк. Грачева, тоже члена НТСНП, просил наш разговор прервать.

Настоящая фамилия кап. Шейко была Шалейко — он был сыном советского адмирала Шалейко в тo время командовавшего Черноморским флотом. Кап. Шейко предложил посадить наши лучшие части на грузовики, которые по его словам дают ему чешские партизаны, и пробиваться к ген. Власову. Это предложение было встречено молча. Полк. Белай сказал мне, что он совершенно согласен со мной, что он переоденет свою часть в штатское платье и уйдет с ней в лес. Я несколько раз обращался к кап. Шейко — у которого были бланки-документы для "остарбайтеров" — раздать их тем, кто не хотел идти в плен — в том числе и мне. На это кап. Шейко сказал, что тот, кто уходит в лес, является дезертиром. Так мы этих документов и не получили...

Переходное время было, в частности, использовано на добычу выпивки. У вокзала находились склады со всевозможными напитками — их на машинах подвозили к штабу, и все это раздавалось и распивалось, " чтобы забыться". Все партийные работники НТСНП организовывали маленькие митинги и кричали о том, что у них с американцами уже все налажено, что нужно держаться всей массой и доказать свою идейность. Поведение ген. Меандрова было тем более странным, что все условия пашей сдачи он знал хорошо. Ко мне приезжали посыльные из офицерской школы, где у меня было несколько личных друзей. Я им советовал то же самое: переодеваться в штатское и небольшими группами уходить на юг — и как можно скорее. Если эти факты нуждаются в свидетелях, то эти свидетели есть налицо — именно те люди, которым я тогда давал эти советы.

Оправдались и наши подозрения но поводу советского полковника, состоявшего при штабе 11-ой дивизии. По расчетам американцев — скорость движения советских войск давала нам вполне достаточно времени, чтобы дать возможность нашим частям перейти намеченную американцами демаркационную линию Кромау — Коплин — Фрейштадт — Лиенц. Но советы неожиданно ускорили свое наступление. Советы настигли части 1-ой дивизии, 2-ой дивизии запасной бригады — началась резня. Нач. 2-ой дивизии ген. Зверев застрелился. Все, кто мог и кто успел, бросились на юг и на запад. Американцы свинцом загоняли наших к советам — или сажали на машины и передавали тем же советам. Те, кто сумел попасть в плен к американцам — пережили, может быть, еще более ужасную трагедию Плантинга, Дахау, Ландсгута, Бад-Айблинга...

— Капитан П. Н. Б.

"Наша Страна", 1948, № 1.

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
slavynka88
Feb. 5th, 2013 08:57 pm (UTC)
livejournal
Feb. 5th, 2013 09:07 pm (UTC)
Последние дни РОА
Пользователь alexeyshornikov сослался на вашу запись в записи «Последние дни РОА» в контексте: [...] Оригинал взят у в Последние дни РОА [...]
mica68
Feb. 5th, 2013 10:13 pm (UTC)
Вика, а что для Вас лично 70-летие Сталинградской битвы?

Да, и в видеоролике исправьте, пожалуйста, орфографические и пунктуационные ошибки.
slavynka88
Feb. 5th, 2013 11:15 pm (UTC)
В этой войне нет победителей. Во-первых, сколько было неоправданных жертв, сколько уничтожено русских людей благодаря "гениальному" руководству Сталина. Во-вторых, каково бвло отношение к ветеранам, начиная с послевоенного времени, когда очищали города от всех увечных и свозили на Валаам. Они оказались брошенными и никому не нужными: http://www.smolgazeta.ru/officially/6990-ostrov-terpeniya-velikaya-bol-valaama.html
А сейчас с какой помпезностью отмечается ежегодно 9 мая, а оставшиеся ветераны продолжаю жить в нищете. Вот они реалии нашей жизни.

Что касается ролика, к сожаленью, исправить не могу, т.к. не я его изготавливала.
babas10
Feb. 6th, 2013 06:09 am (UTC)
Довольно детские рассуждения, к сожалению.
А СПРАВЕДЛИВОЕ возмездие всегда настигает - предателям Родины, собачья смерть!
slavynka88
Feb. 6th, 2013 09:37 pm (UTC)
Все неоднозначно. По сути гражданская война не была еще закончена. По обе стороны баррикад оказались те же русские люди. Тех, кто воевал на стороне врага, тоже понять можно. Если на их глазах убивали родных и близких, морили голодом, каково же будет отношение к такой власти? Предателями их не назовешь, поскольку предавать им было нечего, существующую систему они не считали своей Родиной. Родину их уничтожили еще в 1917 году. К тому же многие из них (тот же атаман Петр Краснов) присягали еще на верность только Царю, присяги ни Временному правительству, ни сов.власти, уж тем более, они не давали.
babas10
Feb. 7th, 2013 03:19 pm (UTC)
Столкновение в гражданской войне воспринимаю и не считаю предательством, уже как-то писал Вам об этом!
Принимать участие в войне против своего народа вместе с заклятыми врагами России - ПРЕДАТЕЛЬСТВО РОССИИ !!!
nngan
Feb. 6th, 2013 07:51 am (UTC)
И, помимо всего прочего, пребывавшим в германских концлагерям особо не давали открывать рты тоже. Передачи и фильмы на эту тему - либо фотохроника, либо "заранее согласованные тексты".
"Довольно детские рассуждения" - их недостаток, видимо, в том что они всегда откровенные и правдивые.
slavynka88
Feb. 6th, 2013 08:36 pm (UTC)
Да, к сожаленью, так оно и было. Все идеологически должно было быть выверено. Иных свидетельств просто не существовало. В начале 90-х кое-что начало просачиваться из архивов, но потом снова на этих материалах был наложен гриф секретности.
nngan
Feb. 6th, 2013 08:41 pm (UTC)
Насколько могу судить по публикациям, они нашли потом и более эффективный способ - просто уничтожать такие свидетельства.
slavynka88
Feb. 6th, 2013 08:45 pm (UTC)
Да, тем более... Возможно, в зарубежных архивах еще что-то могло сохраниться.
nngan
Feb. 6th, 2013 08:56 pm (UTC)
И мы знаем, что такими воспоминаниями (уже с немецкой стороны) запрещено делиться и в послевоенной Германии. Но кое-что должно быть в сети по-немецки, уверен, обходных путей множество.
slavynka88
Feb. 6th, 2013 08:58 pm (UTC)
Да, ведь не должно все так бесследно исчезнуть.
livejournal
Feb. 6th, 2013 01:05 am (UTC)
Последние дни РОА
Пользователь rekshino_com сослался на вашу запись в записи «Последние дни РОА» в контексте: [...] нал взят у в Последние дни РОА [...]
nesterovich1
Feb. 6th, 2013 06:20 am (UTC)
Тема очень тяжелая...
Я полностью на стороне Виктории.
Совдепия, сталинщина это такое красное ЗЛО, которое, как агрессивнейшая раковая опухоль, пожрало Россию.
И все, кто боролись с ним достойны памяти и понимания.
slavynka88
Feb. 6th, 2013 07:50 pm (UTC)
Благодарю Вас, Лара, за понимание и поддержку!
Полностью с Вами согласна! Эти люди до конца оставались последовательными в своей борьбе. Они никогда не изменяли ни долгу, ни Отечеству, ни себе.
legion_501_01
Feb. 6th, 2013 07:27 am (UTC)
немцам бы прозорливее не мешало быть. надо было использовать "русский козырь" сразу, да ещё до войны надо было, среди добровольцев из белоэмиграции.
slavynka88
Feb. 6th, 2013 09:27 pm (UTC)
Да, такие меры они вполне могли бы предпринять.
nibelungen74
Feb. 6th, 2013 07:38 am (UTC)
Правильнее было бы сделать День поминовения -а не "праздники",я имею ввиду 9 мая.А битва конечно эпическая была(Сталинград).Другое дело что красные пиррову победу,достигнутую морями крови русского народа пытаются выдать за победу их поганой системы и лично сталина...
nngan
Feb. 6th, 2013 08:24 pm (UTC)
Наглядная иллюстрация сказанного Вами:
/
("Наша Страна", 1, 1948)
slavynka88
Feb. 6th, 2013 08:36 pm (UTC)
Да, показательная картинка!
nngan
Feb. 6th, 2013 08:39 pm (UTC)
От души писалась, и по горячим следам еще.
slavynka88
Feb. 6th, 2013 08:46 pm (UTC)
Да, это еще 1948 год.
slavynka88
Feb. 6th, 2013 09:19 pm (UTC)
Полностью с Вами согласна. Сделать День поминовения было бы более логичным как с точки зрения исторической правды, так и с христианской точки зрения.
livejournal
Feb. 15th, 2013 07:58 pm (UTC)
Последние дни РОА
Пользователь npl_22 сослался на вашу запись в записи «Последние дни РОА» в контексте: [...] Оригинал взят у в Последние дни РОА [...]
( 25 comments — Leave a comment )

Profile

slavynka88
slavynka88

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com