?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Локоть: вчера и сегодня

После публикации в 2006 году в «Парламентской газете», статьи С. Веревкина «Локотьская альтернатива», вызвавшей значительный общественный резонанс, мало примечательный и практически не известный за пределами своего региона поселок городского типа Локоть, неожиданно для всех, стал заметным и значимым туристическим объектом. Гостями поселка, в эти годы, становились, как «случайные» туристы, передвигавшиеся на автомобилях по «киевской» трассе и привлеченные неожиданно увиденным на дорожных указателях знакомым названием, так и целенаправленно приезжавшие из других регионов группы и граждане, желающие своими глазами увидеть столицу Локотьского Окружного Самоуправления. Отчеты об этих посещениях, опубликованные на страницах прессы или в интернет – журналах, в целом, дают достаточно точное представление о том как выглядит и что представляет из себя поселок сегодня.



«Реванш» в столице антипартизанской республики
Заметки белого путешественника.
Николай НИКИФОРОВ. «Реванш», № 3 (7), 2006. Сс. 56–59.


Несколько лет назад один мой знакомый, горя желанием «проинтервьюировать выживших в советских лагерях русских эсэсовцев», направился в Локоть. Он мчался на Брянщину на своей новенькой «десятке «, под бодрые звуки маршей, и находился в самом благостном расположении духа, пока не прибыл в пункт назначения. «А где тут у вас эсэсовцы живут?» — осведомился следопыт у некой дамы, оказавшейся учительницей младших классов. Женщина покрылась испариной и в категорической форме начала убеждать незадачливого краеведа в том, что «никаких таких эсэсовцев здесь нет и быть не может». Вторая попытка также окончилась ничем: старичок, у которого на лбу было написано лесное детство и спущенные под откос поезда, просто убежал восвояси. Мой знакомый плюнул, выматерился и убыл в столицу…

В отличие от него, я иллюзий в отношении «недобитых эсэсовцев» не питал. Это у Джона Стефана написано, что соратники Каминского после войны вернулись в Локоть и стали жить-поживать и добра наживать. Ну, с американца-то что возьмешь? Не знает он специфики нашей. Поэтому лично мне было интересно найти, скажем так, неодушевленные свидетельства эпохи: здания, камни, обелиски. Что же из этого вышло?



Решение посетить Локоть — «столицу антипартизанской республики» — возникло у меня спонтанно, в связи со служебной командировкой в Брянск. Надо отметить, что мне пришлось изрядно поездить и по области, и впечатление сложилось самое отвратительное. Сам Брянск — дыра, в которой нет ни дорог, ни ресторанов, ни книжных магазинов. Что ж, итог правления коммунистов налицо (они насиловали этот регион до самого последнего времени, пока «красный» губернатор не перебежал в «Единую Россию»). Брянск называют «городом партизанской славы». Действительно, складывается впечатление, что партизаны ушли из города лишь пару дней назад. На стенах домов густо красуются граффити «Россия будет красной» и «Смерть буржуям». Вся инфраструктура развалена, дома превращены в руины, не действует даже краеведческий музей (там разместился вещевой рынок). Контраст с соседними государствами (Украиной и Белоруссией) поразительный!



Область являет собой самое жалкое зрелище, какое можно только представить. Брянская область весьма богата памятниками культуры: церквями, дворцами, монастырями. Проблема, однако в том, что почти все церкви закрыты, дворцы разбираются на кирпич алкашами-шабашниками, монастыри разорены. Жизнь постепенно уходит отсюда.



Центр Брасовского района поселок Локоть был последним пунктом моего пребывания на Брянщине. Поэтому, было с чем сравнить. Сразу же отмечу, что Локоть выгодно отличается от аналогичных ему районных центров Брянщины, таких как Сураж, Унеча, Погар и Навля (где я был). Грязи поменьше, люди поприветливее. Впрочем, все это, разумеется, субъективно.
Вообще говоря, я так и не понял, почему район называется Брасовским (а не Локотским)? Ведь Брасово — это совершенно ничтожное по размеру сельцо, а Локоть — почти город (к слову, в 1942 году при Каминском он получил статус города, но большевики после войны из-за ненависти к «оккупантам» вновь вернули Локтю поселковый статус).




Добираться до Локтя лучше из Брянска. С автовокзала до поселка ходят маршрутки и автобусы (с перерывом примерно в два часа). Можно воспользоваться и автобусом до Севска, но в этом случае надо вылезти на повороте и топать до Локтя пешком километра два. Еще один вариант — электричкой до станции «Брасово». Билет в один конец обойдется около 70 рублей. Обязательно следует запастись обратным билетом (последняя маршрутка уходит из Локтя часов в 5 вечера). На худой конец, в Локте есть гостиница. Цены не узнавал.



До революции и в Брасово, и в Локте находились богатые дворянские усадьбы и поместья. Природа тут великолепна: холмы, поросшие соснами, речка, живописные лужки… К началу прошлого века Локоть начал бурно развиваться: были открыты конезавод и спиртозавод, крестьянство процветало, население богатело. Первое, что сделали большевики: сожгли и разорили поместье, красивейший парк из чисто варварских побуждений был отдан под плуг, дворец — разобран на стройматериалы. Единственное, что ныне напоминает о комплексе — бывший дом архитектора и липовая аллея, выходящая прямиком к спиртозаводу.
Это — одно из немногих предприятий области, которое можно назвать процветающим. Новенькие корпуса, добротная ограда, длинная труба с выложенной кирпичом датой «1995». Сохранились и несколько старых зданий, в том числе корпус администрации, где до войны Каминский работал главным инженером-технологом. Продукция поступает на Брянское ликероводочное предприятие, где производится водка «Снежить» (ее можно приобрести в магазине при заводе). Если идти по бетонке в направлении центра, нельзя не заметить второе важнейшее производство Локтя: конезавод. Он выглядит, правда, не так презентабельно. На главном корпусе красуется табличка с напоминанием, что в годы войны здесь находилась тюрьма. Глава поселковой администрации рассказал мне, что именно при тюрьме служила знаменитая Тонька-пулеметчица, которая якобы косила большевиков из «эмгэшника» прямиком со второго этажа конезавода.



Идем дальше… Центральная площадь украшена памятником лысому сифилитику (куда же без него!) и красочным плакатом «Локоть — мой любимый поселок!». В окружении сосновых деревьев возвышается здание районной администрации — бывший Городской театр имени Воскобойника. Пройдем чуть влево и взглянем на трехэтажный корпус бывшего лесотехнического техникума. До войны здесь преподавал Воскобойник, а в 1941 году — разместился штаб Русской Освободительной Народной Армии. Сейчас тут расположена частная лесопилка. Напротив — церковь (открыта в 1941 г., закрыта в 1946 г., сейчас восстанавливается).



Следуем в обратном направлении. Проходим мимо какой-то дурацкой бетонной коробки (видимо, «дворец пионеров») с бюстами Героев Советского Союза — уроженцев района, и мимо ресторана «Нерусса» (назван в честь местной речки), рядом с которым тусуется локотская «золотая молодежь», прибывшая на своих «пятерках» попить «Арсенального» пива. Далее — учебные заведения: школа и сельскохозяйственный техникум, затем — какой-то завод, железнодорожный переезд, станция (видимо, не перестраивалась с довоенных времен), и — поселок Брасово.



Примечательно еще крепкое двухэтажное деревянное строение, выкрашенное ядовито-зеленой фаской. Здесь находился дом бургомистра. Когда партизаны ворвались в Локоть в ночь на 7 января 1942 года, в надежде испортить «предателям» Рождество, они атаковали в первую очередь этот дом. Пытались его даже поджечь (правда, неудачно). Но Воскобойника им все же удалось смертельно ранить. Партизанам эта вылазка обошлась дорого, о чем свидетельствует расположенный тут же типовой обшарпанный обелиск с двумя десятками полустертых фамилий. Нынче в здании расположен районный военкомат.
Целая серия «памятников боевой славы» находится также на рыночной площади, у автостанции. Показательна выщербленная надпись «Никто не забыт, ничто не забыто» (во что не очень верится, судя по тому, что лозунг не обновлялся лет двадцать). Венчает некрополь жуткая композиция из каких-то валящихся на землю бородатых мужиков. Скульптурная группа, как и положено, сработана из гипса и выкрашена серебряным кузбасслаком. Рядом — могилы подпольщиков. Все это обильно зарастает травой и выглядит довольно уныло.



Кстати, на ограде «мемориала» два ушлых кавказца развесили восточные ковры чудовищной расцветки. Не знаю, как у них идет торговля, судя по постным рожам — хреново. Других абреков я в Локте не встречал.
Удалось пообщаться с отдельными представителями местного населения. Старушка, которую я опросил возле конезавода, заверила меня, что «в оккупацию мы тут нормально жили», а потом поведала, что творили красные (одному знакомому ей полицейскому срезали на спине лоскуты кожи, пытали, и лишь потом расстреляли). Другая женщина похвалила оккупантов за то, что открыли церкви. Упомянутый глава администрации подробно рассказал о зданиях, которые сохранились с той поры. Ни один из респондентов не подтвердил истории о неслыханных зверствах.
Результаты опроса несколько отличались от того, что мне довелось услышать о Локте от стариков в других городах Брянщины (упоминались, к примеру, какие-то жуткие подробности, типа того, что в Локте «вся земля густо пропитана кровью», и что во время войны в городе «стоял лес из виселиц»). Однако и во втором случае плохого слова собственно о немцах никто не сказал. Одна женщина из Суража заявила даже, что «при немцах мы жили лучше всего». Честно сказать, я даже опешил от такого единодушия.
Я сидел на автостанции и ждал маршрутку на Брянск. А возле, на стадионе играли в футбол юные локотчане. Одна из команд была одета в черно-красные футболки с белой надписью «Локоть». Я порадовался не столько мелькающим по полю «классическим цветам», сколько преобладающему среди игроков нордическому типу. Как знать, быть может эти мальчишки когда-нибудь поднимут эту славную землю из руин!

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
nngan
Mar. 19th, 2013 04:42 pm (UTC)
Виктория, великолепный материал!
Все это и многое другое даже и комментариев не требует:
"...складывается впечатление, что партизаны ушли из города лишь пару дней назад
но большевики после войны из-за ненависти к "оккупантам" вновь вернули Локтю поселковый статус..."
"К началу прошлого века Локоть начал бурно развиваться: были открыты конезавод и спиртозавод, крестьянство процветало, население богатело... Первое, что сделали большевики: сожгли и разорили поместье, красивейший парк из чисто варварских побуждений был отдан под плуг, дворец — разобран на стройматериалы..."
Картина общая для нашей бедной страны, но здесь — с учетом хотя бы военной истории, не говоря уже о начале XX века — все это выглядит особо показательно.
vitaly_bokatch
Mar. 20th, 2013 08:23 am (UTC)
Спасибо! Интересный репортажъ.
slavynka88
Mar. 20th, 2013 05:23 pm (UTC)
Вам спасиБо за отклик! Меня тоже заинтересовал этот материал.
slavynka88
Mar. 20th, 2013 05:22 pm (UTC)
Да, материал очень красноречив. До чего довели некогда богатейший населенный пункт - это просто кошмар! Ненависть их понятна.
Кстати, эти ведь земли (Локоть, Брасово) в свое время принадлежали Великому Князю Михаилу Александровичу Романову.
nngan
Mar. 21st, 2013 12:17 am (UTC)
Да, население ведь смогло убедиться, что более-менее нормальную жизнь можно наладить и "без Сталина", даже в условиях оккупации. И дать пример своим соседям, и не только - нехороший, надо сказать, пример...
slavynka88
Mar. 21st, 2013 03:01 pm (UTC)
В чем и дело. Все зависело от конкретных людей на местах, и они сумели создать русское государственное образование на оккупированной территории. Такого история не знала.
nngan
Mar. 21st, 2013 03:18 pm (UTC)
Придется, видимо, перенимать их опыт. А оккупированная территория для нас заботливо подготовлена...
slavynka88
Mar. 21st, 2013 03:25 pm (UTC)
Это точно, но только с одной лишь разницей: с немцами еще как-то можно было договориться, как показала история Локотьского образования, а вот нынешние оккупанты никогда не пойдут на уступки русским.
nngan
Mar. 21st, 2013 03:27 pm (UTC)
Да, не учел этого нюанса - ведь бороться придется с самими оккупантами, а других, с которыми можно временно договориться, не будет.
slavynka88
Mar. 21st, 2013 03:54 pm (UTC)
Вот именно - бороться. И пока не победим, так и будем жить словно не свои в своем государстве.
nngan
Mar. 21st, 2013 04:08 pm (UTC)
Да, внутренняя эмиграция. Другого ощущения нет - живем в украденной стране.
slavynka88
Mar. 21st, 2013 04:38 pm (UTC)
Да, к величайшему сожаленью...
livejournal
Mar. 19th, 2013 04:51 pm (UTC)
Локоть: вчера и сегодня
Пользователь nngan сослался на вашу запись в записи «Локоть: вчера и сегодня» в контексте: [...] Оригинал взят у в Локоть: вчера и сегодня [...]
watchinexile
Mar. 19th, 2013 05:57 pm (UTC)
Спасибо! Очень интересный репортаж с места событий!
Кстати сегодня же Сергей Иванович Веревкин (sergey_verevkin) поместил материал Вторая мировая война: вырванные страницы с передачей на День-ТВ - Аналитическом онлайн-телеканале по этой теме.
slavynka88
Mar. 20th, 2013 05:07 pm (UTC)
Меня это тоже заинтересовало. Тем более хотелось посмотреть на эти места глазами очевидца, т.к. самой, к сожаленью, там бывать не приходилось.
У Сергея Ивановича видела этот материал. Огромное спасиБо!
livejournal
Mar. 20th, 2013 12:32 am (UTC)
Локоть: вчера и сегодня
Пользователь costarostov сослался на вашу запись в записи «Локоть: вчера и сегодня» в контексте: [...] Оригинал взят у в Локоть: вчера и сегодня [...]
livejournal
Mar. 20th, 2013 01:33 am (UTC)
Локоть: вчера и сегодня
Пользователь sergey_verevkin сослался на вашу запись в записи «Локоть: вчера и сегодня» в контексте: [...] Оригинал взят у в Локоть: вчера и сегодня [...]
livejournal
Mar. 20th, 2013 01:48 am (UTC)
Локоть: вчера и сегодня
Пользователь slovo13 сослался на вашу запись в записи «Локоть: вчера и сегодня» в контексте: [...] Оригинал взят у в Локоть: вчера и сегодня [...]
livejournal
Mar. 20th, 2013 05:49 am (UTC)
Локоть: вчера и сегодня
Пользователь gradmiralthrawn сослался на вашу запись в записи «Локоть: вчера и сегодня» в контексте: [...] нал взят у в Локоть: вчера и сегодня [...]
dmitry_bokatch
Mar. 20th, 2013 08:21 am (UTC)
--Действительно, складывается впечатление, что партизаны ушли из города лишь пару дней назад.
Думаю, что они не уходили... :)

Edited at 2013-03-20 12:22 pm (UTC)
slavynka88
Mar. 20th, 2013 05:15 pm (UTC)
"Думаю, что они не уходили..." - это точно:)
livejournal
Mar. 20th, 2013 08:27 am (UTC)
Край побѣдившихъ партизанъ.
Пользователь vitaly_bokatch сослался на вашу запись в записи «Край побѣдившихъ партизанъ.» в контексте: [...] іе предыдущаго матеріала. Репортажъ изъ г.Локотя. http://slavynka88.livejournal.com/167056.html [...]
livejournal
Mar. 20th, 2013 10:28 am (UTC)
Локоть
Пользователь gallago_75 сослался на вашу запись в записи «Локоть» в контексте: [...] http://www.youtube.com/watch?v=AwH_HKsPt9s сегодня http://slavynka88.livejournal.com/167056.html [...]
nesterovich1
Mar. 20th, 2013 11:09 am (UTC)
Очень интересно.
slavynka88
Mar. 20th, 2013 05:14 pm (UTC)
Меня это тоже заинтересовало. Тем более все это описано непосредственным очевидцем. Во что превратили некогда богатый населенный пункт: "складывается впечатление, что партизаны ушли из города лишь пару дней назад..."
hyhuda
Mar. 20th, 2013 11:19 am (UTC)
Очень кстати. Значит не случайно. Спасибо.
slavynka88
Mar. 20th, 2013 05:10 pm (UTC)
Вам спасиБо за отклик! Рада, что очень кстати пришлось:)
duchesselisa
Mar. 22nd, 2013 05:18 pm (UTC)
Да, была там... Очень все печально...
slavynka88
Mar. 22nd, 2013 05:33 pm (UTC)
Да уж... Совки окончательно всё убили...
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

slavynka88
slavynka88

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com