?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

18.03.1584 (31.03). – Скончался Царь Иоанн IV Васильевич Грозный.



Иоанн Грозный известен своими глубокими суждениями о смысле царской самодержавной власти. В своей полемике с бежавшим на Запад А. Курбским Царь подчеркивает, что порицание его поступков на основании народного права других стран (указываемых Курбским) – не имеет значения. «О безбожных человецех что и глаголати! Понеже тии все царствиями своими не владеют: как им повелят подданые ["работные"], так и поступают. А российские самодержавцы изначала сами владеют всеми царствами, а не бояре и вельможе».

Как-то Грозный передал и польскому королю Стефану Баторию (избранному по решению шляхты) через его послов: «Государю вашему Стефану в равном братстве с нами быть не пригоже». Ибо: «Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси, по Божьему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению»...

Ответственность же Царя – перед Богом, нравственная, впрочем для верующего вполне реальная, ибо Божья сила и наказание сильнее царского... «Судиться же приводиши Христа Бога между мною и тобою, и аз убо сего судилища не отметаюсь». Напротив, этот суд над Царем тяготеет больше, чем над кем-либо. «Верую, – говорит Иоанн, – яко о всех своих согрешениях. вольных и невольных, суд прияти ми яко рабу, и не токмо о своих, но и о подвластных мне дать ответ, аще моим несмотрением согрешают».

(По статье П. Будзиловича, "Имперский вестник")

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
k_markarian
Mar. 31st, 2013 10:40 am (UTC)
Вообще из Грозного пугало сделали. Хотя был великий самодержец!
slavynka88
Mar. 31st, 2013 10:55 am (UTC)
Вы правы. Это, действительно, так. А пугалом сделали на основании воспоминаний иностранцев, посещавших в то время Россию. Такие источники очень сомнительны.
(no subject) - serg_slavorum - Mar. 31st, 2013 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Mar. 31st, 2013 11:14 am (UTC) - Expand
maikl_712
Mar. 31st, 2013 12:57 pm (UTC)
Точно. Причём сплошные иностранцы - Костомаров, Вернадский, Карамзин, Ключевский, Соловьёв, Платонов, митрополит Филипп (Колычёв) и несть числа этим иностранцам.

И Новгород ганзейский он не резал и митрополита Филиппа Малюта по его приказу не убивал - клевета всё это.
Пора канонизировать, я давно говорю, вместе со святым Иосифом.
(no subject) - slavynka88 - Mar. 31st, 2013 01:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maikl_712 - Mar. 31st, 2013 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - varahran_v - Mar. 31st, 2013 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Mar. 31st, 2013 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - varahran_v - Mar. 31st, 2013 02:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maikl_712 - Mar. 31st, 2013 03:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Mar. 31st, 2013 03:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maikl_712 - Mar. 31st, 2013 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Mar. 31st, 2013 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maikl_712 - Mar. 31st, 2013 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_markarian - Mar. 31st, 2013 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maikl_712 - Mar. 31st, 2013 01:38 pm (UTC) - Expand
nngan
Mar. 31st, 2013 11:42 am (UTC)
"по Божьему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению", - вот именно! И по плечу его никто не хлопал, как нынешнего...
Но и тиран, конечно:
slavynka88
Mar. 31st, 2013 11:46 am (UTC)
Избрали "по человеческому хотению" себе на голову...
Отличный демотиватор! Иоанн Грозный - тиран, а нынешние, получается, - все белые и пушистые...
nngan
Mar. 31st, 2013 12:37 pm (UTC)
Да, именно так они себя "позиционируют". все больше убеждаюсь, что дело вновь идет к советчине, ведь в овечьей шкуре все-таки жарко.
(no subject) - slavynka88 - Mar. 31st, 2013 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nngan - Mar. 31st, 2013 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Mar. 31st, 2013 03:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nngan - Mar. 31st, 2013 03:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Mar. 31st, 2013 04:00 pm (UTC) - Expand
7oppidum7
Mar. 31st, 2013 04:46 pm (UTC)
Как на самом деле выглядел Иоанн IV Васильевич

http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/parsuna/ivan4/images/ivan_the_terrible2.jpg
Сочинение русского Царя Иоанна Грозного
http://classic-online.ru/uploads/76500/76426.mp3

Edited at 2013-03-31 08:47 pm (UTC)
slavynka88
Apr. 1st, 2013 02:43 pm (UTC)
Хорошее изображение.
Да, Царь сочинял духовные песнопения: и стихиры, и кондаки, и молитвословия, и даже им был написан Канон Ангелу Грозному воеводе. О Царе как гимнографе очень мало говорят. При этом он мог свободно по памяти цитировать Священное Писание.
7oppidum7
Apr. 1st, 2013 06:03 pm (UTC)
Да, Иоанн Васильевич был и умом и Благодатию Божией одарён щедро....
(no subject) - slavynka88 - Apr. 2nd, 2013 05:13 pm (UTC) - Expand
7oppidum7
Mar. 31st, 2013 05:00 pm (UTC)
http://imgc.allpostersimages.com/images/P-473-488-90/37/3792/O5AIF00Z/posters/russian-czar-ivan-the-terrible-on-horse-surrounded-by-soldiers.jpg
http://russia-ic.com/img/culture_art/tsar_grozny_02.jpg
slavynka88
Apr. 1st, 2013 02:47 pm (UTC)
СпасиБо! А это изображение в Грановитых палатах:
http://www.ic-xc-nika.ru/texts/Lektsii/Kuznetsov%20V.P.%20Lektsii%20o%20Russkih%20Tzariah_files/Ioann%20Grozhii%20%28kreml%29.jpg
7oppidum7
Apr. 1st, 2013 06:00 pm (UTC)
Не доводилось бывать в Грановитых палатах...к сожалению:) Поэтому весьма приятно удивлён, спасибо Виктория. Очень точный Образ !!!
(no subject) - slavynka88 - Apr. 2nd, 2013 05:15 pm (UTC) - Expand
7oppidum7
Mar. 31st, 2013 05:32 pm (UTC)
Россиада
Вот истинная правда о Царе !!!

http://www.rvb.ru/18vek/heraskov/01text/02poems/61.htm

"Итак, не должно ли царствование Иоанна Васильевича второго поставлять среднею чертою, до которой Россия, бедственного состояния достигнув, паки начала оживотворяться, возрастать и возвращать прежнюю славу, близ трех веков ею утраченную? Когда вообразим в мыслях наших государство, совсем расстроенное, от соседственных держав угнетенное, внутренними беспокойствами раздираемое, несогласием многоначальства волнуемое, иноверцам порабощенное, собственными вельможами расхищаемое, когда все сие вообразим и представим себе младого государя, самодержавную власть приемлющего, неустройства в отечестве искореняющего, сильных и страшных неприятелей державы своей поправшего, многоначальство обуздывающего, мятежников в недрах отечества усмирившего, отторженные соседями грады возвращающего и целые государства своему скипетру присовокупившего, несогласие и гордость бояр укротившего, благоразумные законы подающего, воинство в лучший порядок приводящего, — не почувствуем ли уважения толь великого духа к государю?.. Таков был царь Иоанн Васильевич!

Иностранные писатели, сложившие нелепые басни о его суровости, при всем том по многим знаменитым его делам великим мужем нарицают. Сам Петр Великий за честь поставлял в мудрых предприятиях сему государю последовать. История затмевает сияние его славы некоторыми ужасными повествованиями, до пылкого нрава его относящимися, — верить ли толь не свойственным великому духу повествованиям, оставляю историкам на размышление. Впрочем, безмерные царские строгости, по которым он Грозным проименован, ни до намерения моего, ни до времени, содержащем в себе целый круг моего сочинения, вовсе не касаются.

Воспевая разрушение Казанского царства со властию державцев ордынских, я имел в виду успокоение, славу и благосостояние всего Российского государства; знаменитые подвиги не только одного государя, но всего российского воинства; и возвращенное благоденствие не одной особе, но целому отечеству, почему сие творение и «Россиадою» названо. Представляю младого монарха, лаврами увенчанного; сего монарха, о котором и г. Ломоносов в краткой Российской летописи утверждает, что сей царь уже по смерти первой своей супруги Грозным учинился и что неустройства бояр, наподобие крутой бури, нравы его возмутили; чему должно было приключиться гораздо после взятия Казани. Прославляю совокупно с царем верность и любовь к отечеству служивших ему князей, вельможей и всего российского воинства. Важно ли сие приключение в российской истории? Истинные сыны отечества, обозрев умом бедственное тогдашнее России состояние, сами почувствовать могут, достойно ли оно эпопеи... а моя поэма сие оправдать обязана.

Издавая в свет сей осьмилетний мой труд, ныне в третий раз исправленный и во многих местах дополненный, чувствую несовершенствы и недостатки оного, в сравнении с другими эпическими поэмами. Слабо сие сочинение, но оно есть первое на нашем языке; а сие самое и заслуживает некоторое извинение писателю."

slavynka88
Apr. 1st, 2013 03:41 pm (UTC)
Re: Россиада
"Иностранные писатели, сложившие нелепые басни о его суровости" - так оно и есть. А потом историки на основании этих басен давали оценку Иоанну Грозному.
7oppidum7
Apr. 1st, 2013 05:57 pm (UTC)
Re: Россиада
"...при всем том по многим знаменитым его делам великим мужем нарицают..." !!!!!!
Ну, авторские права на Россию то Иоанну Васильевичу принадлежат:), как, например, Петру Алексеевичу на Российскую Империю и ....скажем на Санкт Петербург и семёновский и преображенский полки...:) Такова селяви... Пред Богом !!!
Re: Россиада - slavynka88 - Apr. 2nd, 2013 05:15 pm (UTC) - Expand
( 37 comments — Leave a comment )

Profile

slavynka88
slavynka88

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com