?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у nngan в Старообрядцы: Как завещали их деды, они вернулись на родину предков
Из Латинской Америки в тайгу: 17 семей вернулись через 100 лет на родину предков, но она их не ждала и приняла неласково…

Тоскуя по черёмухе и берёзам, о которых слышали только от дедов, 17 семей спустя почти 100 лет вернулись из далёких Бразилии, Уругвая и Боливии на родную землю. Но такого неласкового приёма они ожидать никак не могли. Хотя любовь к родине от этого меньше не стала. «Россия — птица счастья, ухватили мы её за хвост... Это же восторг: вернуться на родину!» — говорят сегодня они…

.
Кокошники с мобильниками

«Сердечно мы жалеем, что русская страна, на весь мир такая страшная, грозная, лежит в такой беспорядице», — Ульян Мурычев оглаживает куцую рыжую бороду, смотрит с прищуром, и моё сердце тает — я в заповеднике всего древнерусского: кокошники, сарафаны, избы с красными углами, «ишо» да «кабы», знамения двумя перстами, длинные девичьи косы и кресты на суровой нитке, Феонилы, Евлампии и Фетисы…

И вдруг хрустальный замок осыпается, как карточный домик. «Зачем пожаловали? — строго и совсем по-нашему вопрошает Ульян. — Что мы вам, цирк? Журналистский свой хлеб отрабатываете!» И я вижу, как ему горько оттого что вот она, снова, «помешка». Этим словом староверы называют всю «погань», что идёт от нас, «мирских», и с которой приходится жить. Идти как по тоненькой ниточке, оглядываясь на книги дедов, крестясь на красный угол и... доставая из кармана мобильник. Чтобы потом снова его отмаливать, этот электронный грех…

Как живут они, старообрядцы, сошедшие с лубочной картинки, ни разу не видевшие снега и вернувшиеся из тёплых тропиков в Приморский край, где нынешней зимой было -45? Люди, которые пронесли любовь к невидимой родине через десятилетия изгнания... Они соглашаются на помешку, которую потом будут долго, бормоча под нос дедовские молитвы, отмаливать, и наливают мне жирного парного молока в пластиковый стаканчик, который выкинут после поганой меня.


Они пронесли любовь к родине через десятилетия изгнания... Слева направо: Ульян Мурычев, Татьяна Килина, Петро и Агафья Фефиловы

Россия — рай, а люди обижены

На «корреспондента из Москвы» у староверов последняя надежда: завтра в затерянной посреди приморской тайги деревне Дерсу среди сопок, покрытых фиолетовым багульником, в тишине, режущей слух, и меж времени, которое остановилось, отрубают электричество. Из-за электричества, которого и так в деревне по 5 часов в сутки, староверы и согласились со мной поговорить. Вдруг поможет?

Мы идём по деревне («Почему Дерсу? Так дальше уже некуда было!»), как драгоценный камень в перстне, со всех сторон зажатой грядами голубых сопок, в которой поселились 17 старообрядческих семей, сбежавших из джунглей Бразилии, Уругвая и Боливии, в поисках электрика Сергея. Нашего, мирского. В сизой рубашке, без бороды и пояса (завязка крестом на котором предохраняет от бесов) и так разительно контрастирующего с остальным мужским, трезвым и бородатым населением старообрядческой деревни. Даже картошку полют они в крепдешиновых рубахах неведомых сочных-сочных цветов. «Всё, на последнем издыхании дизель, — констатирует мой проводник Петро Фефилов. — Ишо крякнет — вот и отрубают. Ну ОК, тогда давайте новый двигатель! А то, говорят, 46 миллионов на наш посёлок было выделено — и где они? Прилипли к карманам!»

— Староверы наивные, как дети, — рассказывала мне перед поездкой в Дерсу Анна Леонова, глава Дальнекутского поселения, к которому относится старообрядческая деревня. — Ведь им пообещали золотые горы, когда три года назад по программе переселения их перевозили в Россию из их Америк. Обещали дать скот, провести дорогу, пробурить скважину, провести электричество. Поверили всему… А все деньги на саммит АТЭС ушли. Хотя их предупреждала: вот получите гражданство — все про вас забудут… И самое удивительное: они верят в то, что государство им что-то должно, что оно им поможет, — странные люди…

— Русский народ очень обижен — любого спроси, — жалится Ульян Мурычев. — Здешних людей обижают так же, как и нас, и законы — только на бумаге. Это же изумительно: против всего мира в России — рай! Природа, климат, как всё растёт! А вот как с людьми обращаются — такого мы нигде ещё не видали. «Ничего себе уехали!» — наверное, наши в Боливии скажут, если узнают, в каких условиях мы тут живём, — как бомжи… Вот мы ничего им и не говорим про наше житьё-бытьё — когда по спутнику в Америку звоним…

Электрик Сергей врубает, чтобы показать мне, как надсадно хрипит дизель-агрегат, и в Дерсу на несколько минут появляется внеурочный свет. «Вот, сейчас и таксофон спутниковый быстренько зарядится!» — хвастает достопримечательностью деревни электрик. Старовер Петро косится на спутник хмуро. Там бесы.


Молодёжь здесь любыми путями пытаются уберечь от современных соблазнов

Всюду бесы

От никонианских бесов (реформы Русской Православной Церкви патриарха Никона в 1650–1660 гг.) их предки ушли в раскол. От красных бесов бежали с иконами да книгами в котомках из советской России в Китай. («Кто тогда остался, в Китай не ушли, всех убили, старика-отца посадили за детей», — рассказывает старуха Татьяна Килина. Это она умолила мужа, самого старого из общины, поехать несколько лет назад на разведку домой, в Россию: «Шибко по черёмухе стосковалась!» И потом выпытывала: «Ну шо, родимый, берёзы-то видел?» — «Ой, видел, аж надоели!») От китайских бесов эмигрировали в Латинскую Америку. Но бесы нагнали староверов и там.

«Мирского-то не так соблазняют, не пакостят диаволы: чем ближе к Богу, тем прелести больше, трудней устоять. Нам телевизор нельзя, а в Америке уже многие в погребах держат, втихаря смотрят!» И в Россию приехала эта прелесть вместе с ними. Мобильники, которые ловят только в паре десятков километров от деревни, стиральные машинки, промышленные холодильники для припасов. И уж совсем поразившая меня в сердце просьба Агафьи Фефиловой: «Я тут рубахи вышиваю, так, может, вы у себя там в Москве знаете, как рисунок из компьютера по USB-порту в швейную машинку загнать?»

Я изумлённо качаю головой и наворачиваю Агафьины пастилы, бразильские пирожки под русской берёзой. А Агафьин муж Петро, уронив лицо в ладони, делится сердечной болью: «Экологические базы у нас прямо под носом хотят строить — вон уже и забором место у реки, прямо напротив нашей избы, огородили, туризм, говорят, будем развивать! А это значит голые бабы, наркоманы, музыка, разврат, будут нам моление перебивать — один я выход и вижу: ещё дальше, в глухую Сибирь бежать…» Я дожёвываю пастилы и думаю: дальше некуда. Всюду бесы.

— Сначала Ульян Мурычев купил дом у нас в Дальнем Куте, — рассказывала мне про бесов и глава поселения Леонова. — Так их молодёжь нагляделась на нашу — пиво, сигареты, короткие юбки — и давай за ними повторять… Старшие, библиотекарша говорит, повадились в библиотеку за «СПИД-инфо» ездить, коктейли баночные покупать… Хотя старики у них не получают пенсии — страшный грех. ИНН тоже нельзя — от лукавого, едва уговорила их от детских пособий не отказываться: у них же семьи многодетные, вот у Александры в 30 лет уже 10 детей…


Семьи у староверов многодетные, и есть уже поколение, которое родилось здесь, в России

— Точно я говорю: последние времена наступают! — вытирает со лба пот старуха Килина. — Ох, какая сейчас прелесть идёт сильная — едва ли бы сам апостол Пётр не прельстился бы…

Что Пётр, думаю я. Он святой. Это мы здесь все — старые и новые — слабые, грешные. И некуда бежать.

Родину любить не разучились

Мой провожатый Петро Фефилов, чья жена Агафья поит меня парным молоком, — страдалец за веру. Три дня пролежал в реанимации во Владивостоке.

— Напали в Дерсу на наш молельный дом,
говорит Петро, — какие-то урки, конопли обкурившиеся: «Не трогайте нашу землю!» Избили. Меня в реанимации проведать жена губернатора зашла — мы тогда ещё были интересны властям… А у неё в телефоне — патриарх Кирилл. Так он мне велел: «Злом за зло не отвечай!» На этом всё его внимание…

У подвесного моста через реку Большую Уссурку я видела староверский джип с проколотыми колёсами. Вокруг суетились и охали бабы. «Не можете помочь — так хотя бы не мешайте», — крутились в голове горькие слова Петро Фефилова, которому никак не удавалось запрятать свой ископаемый мир в кокон, подальше от помешек и живых мирских людей…

…«Я ни одного бы дня не стал жить в этих проклятых тропиках, если бы в России была свобода», — говорил отец Ульяна Мурычева, высаживая в далёкой Боливии урожай за урожаем апельсины да ананасы.

— Деды завещали нам: вернуться в Россию, когда призовут, и первым делом поцеловать землю… «Живите на ней, верьте в неё свято!» Вот нас и призвали. Но мы ни минуты не жалеем о том, что приехали: тяжело, но вольным воздухом дышим! Птица счастья, ухватили мы её за хвост… Это же восторг: вернуться на родину!

***

…На джипе через тайгу, по подвесному мосту через реку Большую Уссурку, оберегающую староверов от большого мира, автобусом до Владивостока, который идёт полсуток, и самолётом на Москву я уезжаю из деревни Дерсу. И, закрывая глаза, провожая череду сарафанов и кокошников, пытаюсь понять, что же в них, староверах, пользующихся спутниковой связью и USB-портами даже в глуши дальневосточной тайги, осталось исконно русского, какие духовные скрепы ещё целы... Вспоминаю их глаза — «взгляд затравленной собаки», как сказала Анна Леонова — глаза людей, разочаровавшихся во всём, кроме одного, но за это стоящих насмерть. И понимаю, в чём на самом деле разница между ними и нами, мирскими, крестящимися тремя перстами или вовсе никак… Родину любить — это мы разучились [я бы уточнил
нас последовательно отучали].

Полина Иванушкина (все фото
автора)

Для справки:



Источник (полный текст)

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
livejournal
Jun. 30th, 2013 05:23 pm (UTC)
Они пронесли любовь к родине через десятилетия изгнан
Пользователь vs_2012 сослался на вашу запись в записи «Они пронесли любовь к родине через десятилетия изгнания...» в контексте: [...] Оригинал взят у в Старообрядцы: Как завещали их деды, они вернулись на родину предков [...]
nngan
Jul. 1st, 2013 01:44 am (UTC)
Виктория, могу только повторить:
Будь государство нормальное, на них бы молились - как на сумевших сохранить семью, уклад, веру и все остальное. Но мы видим совсем другое к ним отношение.
- Очень показательна еще одна фраза: "А вот как с людьми обращаются — такого мы нигде ещё не видали".
И ведь говорят это люди, настроенные к эрефии очень доброжелательно, для них страна прежде всего Родина. Но они здесь никому не нужны - и уже отчетливо понимаю, равно как и народ в целом.
slavynka88
Jul. 1st, 2013 03:47 pm (UTC)
Вы правы. Никто здесь никому не нужен... Мы живем на оккупированной территории, и это нужно уяснить всем.

nngan
Jul. 1st, 2013 03:59 pm (UTC)
Тут самую пагуюную роль играют СМИ, к сожалению. Народ это дезориентирует окончательно.
slavynka88
Jul. 1st, 2013 04:02 pm (UTC)
Да, мозги хорошо засоряются. А народ у нас очень неразборчив.
nngan
Jul. 1st, 2013 04:07 pm (UTC)
Народ пытается выжить, а те, кому куда-то пристроиться удается, просто молчат. Иначе - вышибут, и все опять сначала... Так народ приучают оставаться в зависимости от чьих-то хотений и уже окончательно забыть о всякой хозяйственной самостоятельности.
slavynka88
Jul. 1st, 2013 04:57 pm (UTC)
Да, к сожаленью...
kondersky2012
Oct. 5th, 2013 04:09 pm (UTC)
Старообрядцы: Как завещали их деды, они вернулись на ро
Что сказать,просто молодцы,что вернулись.Да сейчас время тяжелое,смутное но тем не менее надобно всему русскому люду возвращаться в Россию,иначе их место займут инодцы и отойдет землица Русская иноземцам.Я очень рад за них,что наконец то они обрели родину и конечно им надо наказ сделать,чтоб дети жили на своей земле а не скитались по другим странам.Русские на чужбине не нужны.Здесь,пусть неприветливо встретили но за то это родина-Мать Ваша.Я думаю,что время идет и всё меняется.что все будет хорошо.чем будет больше жить в России Русских людей то соответственно и жизнь будет улучшаться.В общем одно слово МОЛОДЦЫ СТАРОВЕРЫ.
slavynka88
Oct. 6th, 2013 04:52 pm (UTC)
Re: Старообрядцы: Как завещали их деды, они вернулись на
Дай Бог, чтобы так оно и было.
А староверы, действительно, молодцы! Пример для многих русских эмигрантов.
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

slavynka88
slavynka88

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com