?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В настоящее время появилось нечто вроде моды на национализм. Имеется думская фракция националистов, есть разные общества националистов, явилось даже "новое славянофильство", которое также окрашивает себя некоторым подобием национального освещения. Прочно ли это движение к национальному - покажет будущее, а пока можно лишь сказать, что этому будущему чрезвычайно угрожает неопределенность содержания этого движения.

В нынешнем национализме чувствуется скорее "слово", чем "понятие", и это тем удивительнее, что национализм у нас далеко не нов. Его идея, в разных оттенках славянофильства, получила разработку несравненно более глубокую, чем какой бы то ни было другой принцип, нашим обществом воспринимавшийся. И тем не менее, хотя слово "национализм" раздается всюду, но что составляет содержание этого слова, к какому действию обязывает современного человека его "национализм" - этого пока почти невозможно определить.

Национальная идея разрабатывается у нас по малой мере целое столетие сотнями очень крупных работников, философов, ученых, историков, этнографов, до некоторой степени даже юристов. Не станем перепечатывать страниц "Истории русского самосознания" покойного Кояловича, но достаточно напомнить имена Хомякова, Киреевских, Аксаковых, Самариных, Соловьевых, Данилевского, К. Леонтьева, М. Каткова, Достоевского и т.д. Конечно, идея национальная не обходилась без своего рода "фракций", но, во всяком случае, общие основы ее установлены так ясно, так прочно, что, казалось бы, современный национализм мог очень хорошо знать, что он такое, чего он хочет, какими путями может действовать. А этого-то и нет.

В движении чувствуется не столько самосознание, сколько голос инстинкта, то есть именно та слабая сторона, по причине которой Россия не умела самостоятельно усвоить европейского просвещения, вечно поддавалась чуждым идеям, вечно копировала чужие учреждения и вообще отличалась печальной чертой "обезьянничанья", свойственного всякой "варварской", не достигшей самосознания нации.

Этот недостаток сознательности составляет слабейшую черту и современного движения всего ставящую под вопрос его будущность. Недостаток сознательности препятствует, во-первых, создания практической программы деятельности, во-вторых, дает полную возможность входить в ряды "националистов" людям, проникнутым совершенно противоположными взглядами и симпатиями. Таким образом, под флагом национализма может развиваться деятельность даже и прямо ему враждебная.

Должно вспомнить, что наше антинациональное, европейничающее движение, в том числе так называемое либеральное и "освободительное", отметили себя своеобразной чертой фальсификаторства, подделки чужих этикеток как средства борьбы. Движения глубоко национальные этого никогда не делают. Лютер, восставая против папизма, не прикрывался названием "истинного паписта", а шел честно и прямо, как некоторая новая сила. Французская революция, стремясь низвергнуть монархию, не прибегла, как у нас, к искажению понятия Верховной власти, а просто перенесла Верховную власть на народ. У нас же всюду подделка. Идут против Христа - и называют себя будто бы исполнителями заветов Христа. Идут против Православия, идут против Царя - и называют себя истинно православными. И сочиняют для отнятия у него власти разные подделки, как искажение понятия о Самодержавии, о Верховной власти. Эта лживость и фальсификаторство, признак внутренней слабости, могут действовать тем успешнее, чем меньше у нас сознательности в религии, государственном праве или в отношении тех или иных принципов. Преобладание инстинктивности в национальном движении делает и его легко доступным таким преднамеренным искажениям врагов.

Не упоминаем уже об искажениях непреднамеренных, как, например, перенос к нам формулы "Россия для русских". Есть народы, для которых такая формула действительно национальна, так как вытекает из самого духа их и из обстоятельств их истории. У нас же трудно даже понять, какую именно программу способна дать подобная формула, притом же взятая напрокат у иностранцев. А между тем программы, вытекающей из содержания русского духа и из условий русской истории и жизни, у нас не видно и не видно. Точнее говоря, такие программы имеются, но лишь как достояние отдельных мыслителей, не входящее в массовое и партийное сознание.

Вот для того, чтобы иметь будущее, чтобы стать движением прогрессивным и спасительным, современный национализм должен прежде всего развить в массах то понимание, ту русскую самосознательность, какие имеются до сих пор только среди отдельных мыслителей, и в этом отношении непременно разъяснить массе общества и народа самое понятие о национализме.

В действительности это понятие и принцип в высшей степени ясные и сводятся к тому, чтобы мы были самими собой. Нация, народ, как и отдельный человек, имеет свой особый характер, как бы свою, метафорически выражаясь, личность. Этот характер создается и племенными свойствами, и обстоятельствами исторического бытия народа, его собственными трудами над своим устроением, его работой нравственной и умственной и т. д. Национализм есть принцип, согласно которому мы должны жить сообразно этим своим национальным чертам, ибо только создавая жизнь, с ними со- образную, мы можем руководить ею и жить счастливо, можем работать энергично и производительно, возвышая свою нацию и в ее работе давая кое-что полезное для человечества вообще. Для тех, кто понимает это содержание принципа национализма, совершенно ясно, что мы можем быть националистами лишь постольку, поскольку проникнуты знанием и духом своего исторического бытия, знанием и духом своего народа в его прошлом и настоящем, знанием и духом своих вековых учреждений и всего, что нашей нацией вырабатывалось. Вот только будучи таким образом русскими по духу и содержанию, мы способны национально создавать свое настоящее и свое будущее.

"Московские ведомости". 1910. N 174.

Источник: http://rus-sky.com/gosudarstvo/tikh/tikh11.htm

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
ictoruljevich08
Feb. 3rd, 2014 09:04 pm (UTC)
Благодарю, дорогая Виктория. Очень интересно.
Понравился последний абзац.
Ведь мы же можем строить европейскую по качеству государственную конструкцию, опирающуюся на национальный характер взаимоотношений.

Не обязательно ездить на телеге, если есть автомобиль, но возможно, опираясь на национальные ценности, строить взаимоотношения на новом, современном уровне.

Прекрасный пример - Япония.
При сверхсовременной технологии она сумела сохранить национальный дух и национальную форму взаимоотношений внутри общества.


slavynka88
Feb. 4th, 2014 07:52 pm (UTC)
Вам спасиБо, Виктор, за отклик!
Вы правы. Главное во всем - быть "русскими по духу и содержанию", и только в этом случае мы сможем созидать настоящее и иметь будущее, а для этого должны помнить о своем прошлом.

ictoruljevich08
Feb. 4th, 2014 07:57 pm (UTC)
Совершенно верно:)



slavynka88
Feb. 4th, 2014 08:07 pm (UTC)
Милый сюжет.
ictoruljevich08
Feb. 4th, 2014 08:15 pm (UTC)
Да, такой весенний.
А этот мне напоминает Вертинского "В степи молдаванской":
Тихо тянутся сонные дроги
И, вздыхая, ползут под откос...
И печально глядит на дороги
У колодца распятый Христос.



(хотя, на картине - Дания:)
slavynka88
Feb. 4th, 2014 08:21 pm (UTC)
Да, очень перекликается настроение стихов с настроением самой картины. Поначалу подумала, что на картине - Россия.
ictoruljevich08
Feb. 4th, 2014 08:30 pm (UTC)
Будем считать, что это - Предуралье, Оренбургская губерния)

slavynka88
Feb. 4th, 2014 08:49 pm (UTC)
Да, вполне похоже.
fortovsky
Feb. 3rd, 2014 09:12 pm (UTC)
Год издания немного спутал мысль для меня, но, как понимаю, Вы адресовали всё это к сравнению современной ситуации.
Национализм, по-моемому, не может быть чисто рациональным понятием, и всегда содержит в себе эмоциональную составляющую, как любовь к родителям. Чувство и осознание(понятие) в данном случае должны быть органично сплетены. Сегодня проблема в двух частях.
Понятие России и русских долгое время подменялось, начиная с перечисленнных товарищей, в частности, Коялович со своим западно-русизмом - явно имперского происхождения. В советское время существовали все национализмы в республиках(пусть и загнанные в подполье), какие только возможны, кроме русского(Белое движение было имперски окрашено, власовцы национализм дискредитировали окончательно). Получилось, что долгое время теоритически понятие не разрабатывалось, не приспосабливалось ко времени, и после распада страны всплыли старые разработки - Бердяев, евразийцы и проч.
Эмоционально национализм - вообще яма - сразу сваливается в фашизм.
Русские не знают своих черт и особенностей согласно автору начала прошлого века.
slavynka88
Feb. 4th, 2014 07:42 pm (UTC)
Кое-что можно применить и к современной ситуации. Хотя не все так просто. Нынешние разработки в отношении понятия "национализм" в любом случае будут базироваться на работах русских мыслителей кон. 19 - нач. 20 века.

На мой взгляд, наиболее близок к пониманию был Иван Ильин: http://slavynka88.livejournal.com/132079.html
k_markarian
Feb. 3rd, 2014 09:22 pm (UTC)
Должно вспомнить, что наше антинациональное, европейничающее движение, в том числе так называемое либеральное и "освободительное", отметили себя своеобразной чертой фальсификаторства, подделки чужих этикеток как средства борьбы.

Как современно все звучит!
slavynka88
Feb. 4th, 2014 07:15 pm (UTC)
Да, все это вполне проявилось впоследствии в полной мере. А ведь статья была написана в 1910 году.
matvejchuk
Feb. 3rd, 2014 09:49 pm (UTC)
Тихомиров в приведенном тексте так и не написал, что же значит быть русскими, ограничась общими словами.
Мне больше нравится, как определил национализм Гоголь:

«Легче сделаться русским языком и познаньем России, чем русским душой.

Теперь в моде слова: народность и национальность, но это покуда ещё одни крики, которые кружат головы и ослепляют глаза.

Что такое значит сделаться русским на самом деле? В чём состоит привлекательность нашей русской породы, которую мы теперь стремимся развивать наперерыв, сбрасывая всё ей чуждое, неприличное и несвойственное? В чём она состоит? Это нужно рассмотреть внимательно.

Высокое достоинство русской породы состоит в том, что она способна глубже, чем другие, принять в себя высокое слово Евангельское, возводящее к совершенству человека. Семена Небесного Сеятеля с равной щедростью были разбросаны повсюду.

Но одни попали на проезжую дорогу при пути и были расхищены налетавшими птицами; другие попали на камень, взошли, но усохли; третьи — в терние, взошли, но скоро были заглушены дурными травами; четвёртые только, попавшие на добрую почву, принесли плод.

Эта добрая почва — русская восприимчивая природа. Хорошо возлелеянные в сердце семена Христовы дали всё лучшее, что ни есть в русском характере.

Итак, для того, дабы сделаться русским, нужно обратиться к источнику, прибегнуть к средству, без которого русский не станет русским в значенье высшем этого слова. Может быть, одному русскому суждено почувствовать ближе значение жизни.

© Н.В.Гоголь «Духовная проза» (отсюда http://drevodelatel.ru/publ/dukhovnoe/raznoe/gogol_o_nacionalizme/33-1-0-245 )».

Просто, четко и ясно, не растекаясь мыслью по древу :-)

Edited at 2014-02-03 09:52 pm (UTC)
slavynka88
Feb. 4th, 2014 07:25 pm (UTC)
Замечательные слова! Очень сильно сказано. И притом все очень точно. Огромное Вам спасиБо за ссылку!

А вот как определяет понятие "национализм" Иван Ильин: http://slavynka88.livejournal.com/132079.html
matvejchuk
Feb. 5th, 2014 07:55 pm (UTC)
Спасибо и Вам, я прочел Ильина с большим интересом и удовольствием!
slavynka88
Feb. 5th, 2014 08:07 pm (UTC)
Да, работы его уникальны в отношении наследия русской мысли.
lvbspb
Feb. 3rd, 2014 11:00 pm (UTC)
Проще и яснее, а главное, гораздо точнее, этот вопрос рассматривал И.Ильин.
Любой, кто употребляет применительно к русской нации слово "варвар" изначально лжет.
slavynka88
Feb. 4th, 2014 06:48 pm (UTC)
Согласна, что у Ильина мысли выражены гораздо точнее. Ранее у меня был пост на эту тему и у него: Иван Ильин "О Русском национализме": http://slavynka88.livejournal.com/132079.html

В данном случае ставилась задача показать и иные мнения русских мыслителей в отношении понятия "национализм".
rovdyr
Feb. 4th, 2014 02:44 am (UTC)
Тихомиров совершенно прав, говоря о недостатке сознательности в русском национализме. Но, на мой взгляд, это врожденная проблема национализма в любом случае. В Европе в том числе. Сейчас мы можем судить об этом с позиции видения результатов европейского национализма. Результаты эти плачевны.
slavynka88
Feb. 4th, 2014 07:56 pm (UTC)
О недостатке сознательности в полной мере можно сказать именно сейчас. 70 лет и последующие годы дали о себе знать. А то, что происходит в Европе, действительно, очень печально.
nngan
Feb. 4th, 2014 08:18 am (UTC)
"У нас же всюду подделка. Идут против Христа — и называют себя будто бы исполнителями заветов Христа. Идут против Православия, идут против Царя — и называют себя истинно православными." — Вот так везде и во всем... Главное — лозунг!
"...мы можем быть националистами лишь постольку, поскольку проникнуты знанием и духом своего исторического бытия, знанием и духом своего народа в его прошлом и настоящем, знанием и духом своих вековых учреждений и всего, что нашей нацией вырабатывалось." — Но о чем можно говорить, когда в нынешнем "государстве" отвергается сама идея русского народа-строителя.
slavynka88
Feb. 4th, 2014 08:06 pm (UTC)
"У нас же всюду подделка" - как это похоже на нынешнюю ситуацию.
Когда в нынешнем "государстве" отвергается сама идея русского народа-строителя, когда забывают о прошлом, то такое "государство" вряд ли сможет иметь будущее.
nngan
Feb. 4th, 2014 08:15 pm (UTC)
Пока никакого будущего не видно, Виктория. И все истории повторяется, только она ничему не учит.
slavynka88
Feb. 4th, 2014 08:23 pm (UTC)
Да, к сожалению, это так. Страшно видеть обломки некогда великой Империи...
nesterovich1
Feb. 5th, 2014 08:31 am (UTC)
Только помня трагическое прошлое своего Отечества можно быть русским.
Спасибо, дорогая Виктория, очень интересно.
slavynka88
Feb. 5th, 2014 07:43 pm (UTC)
Вам спасиБо, дорогая Лара!
Вы абсолютно правы. Без прошлого нет у нас будущего.
teo_tetra
Feb. 6th, 2014 03:08 pm (UTC)
Нк верьте вы веку глупому
Не верте вы веку глупому,
Врубайте повсюду SOS!
Обманутые по-крупному,
Раздавлкеные всерьёз.

Рогатый царит неправедно.
Качает сырьё до дна...
В аду даже бесам завидно
Какая на всех вина!

Орда из сучков и чурок -
Невиданный винегред...
Главный твердит придурок,
Русских в России нет!

Чернеющий век так страшен -
Как мирок из дерьма и мух...
Опора кремлёвских башен -
Мусорня основных шлюх...

Режимно вампирятся звёзды
Могильник фонит во сне...
И демоны в разных позах
Гарцуют по всей стране.

Набатом паля проказу,
Вопрос один бьёт челом -
Когда мы вернёмся в разум
И землю свою спасём?!

Отринув яд популизма
Прочувствуем крепь Креста...
И скажем - нет жидовизму,
А русской России Да!!!








Edited at 2014-02-06 03:31 pm (UTC)
slavynka88
Feb. 6th, 2014 09:46 pm (UTC)
Re: Нк верьте вы веку глупому
СпасиБо! Сильные стихи!
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

slavynka88
slavynka88

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com