?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (28 ноября 1906 г. — 30 сентября 1999 г.) — российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН.

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых.

8 февраля 1928 года Д. С. Лихачева арестовали. Формальный повод был поистине смехотворный. Несколько молодых людей объединились в кружок — «Космическую академию наук» со своим «уставом», в котором было заявлено о верности дружбе, юмору и оптимизму. Они занимались «веселой наукой», делали доклады и в шутку «раздавали» друг другу «кафедры». Когда кружку исполнился год, один из «академиков» прислал поздравительную телеграмму якобы от папы римского, которая, однако, привлекла внимание НДВД. Молодых людей обвинили в «связи с папой римским», и дело обернулось нешуточно — все они оказались в лагерях. Это был период «красного террора», который начался задолго до 1937 года…


Лагерь на Соловках оказался «государством в государстве», где была власть «не советская, а соловецкая». Это означало жестокую тиранию, массовые расстрелы и изощренные зверства не вполне вменяемых охранников. Здесь Д. С. Лихачеву пришлось освоить множество «специальностей»: он работал пильщиком дров, грузчиком в порту, электромонтером, рабочим в Лисьем питомнике, ухаживал за коровами в Сельхозе. В 1931 году Дмитрий Лихачев в числе других заключенных был вывезен с Соловков: начиналось строительство Беломоро-Балтийского канала, для которого требовалась рабочая сила. Тут ему пришлось стать «счетным работником», потом железнодорожным диспетчером. Долгожданное освобождение состоялось летом 1932 года — на полгода раньше срока благодаря полученному званию «Ударник ББК».

Главное, что он вынес из этого страшного периода, — восприятие каждого прожитого дня как подарка. А также понимание, что каждый человек — человек: ему спасали жизнь самые разные люди, в том числе вор-домушник и бандит, «король урок».

Самому Дмитрию Сергеевичу тоже удалось прожить этот период, сделав много добра — он организовывал колонию для малолетних преступников, разыскивал подростков по острову и спасал их от смерти…

Публикуем интервью академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва о роли чистоты русского языка и о сложной, зачастую трагичной, его личной биографии, неразрывно переплетённой с судьбой нашего Отечества.

– Cколько слов было о защите культуры – водопад! Инфляция слова, забалтывание высоких понятий – это же не менее пагубно для души и русского языка, чем партийная цензура. И результат тот же – немота. Тогда сказать было нельзя, а сейчас – нечего. Мне кажется даже, что люди в автобусе не общаются, а мычат друг на друга.

– Мы страна без обращения к другому. Вот что я слышал от одного эмигранта, приезжавшего в Россию: «Вы знаете, что у вас заменило обращение к другому человеку? Слово «ну». Всегда к нам обращается экскурсовод и говорит: «Ну, пойдем…», «Ну, сейчас будем обедать…» Постоянное «ну», привычка обращаться с понуканием вошла в язык. Помню, как в 37-м году, когда начались массовые аресты в Петербурге, вдруг я услышал, что на почте мне говорят «гражданин», милиционер говорит «гражданин», кондуктор в трамвае говорит «граждане», а говорили всегда «товарищ». А случилось то, что каждый человек был подозреваем. Как же сказать «товарищ» – а может быть, он шпион в пользу какой-нибудь Исландии?

– Это был официальный запрет?

– Я не знаю, какой это был запрет, я его не читал, но это в один прекрасный день, как туча, надвинулась на город – запрещение говорить «товарищ» во всех официальных учреждениях. Я спросил у кого-то: почему вы мне раньше говорили «товарищ», а теперь «гражданин»? А нам, говорят, так указано было. Это было унизительно. Страна без уважения к другой личности. Какие отношения вообще возникают с детства, со школы, если девочки начинают матюкаться? Мне об этом очень трудно говорить, потому что я чувствую, что попадаю в русло нравоучительной беседы. Но у меня очень много писем по этому поводу мата или, как осторожнее говорили до революции, «трехэтажных выражений».

– Брань вторгается в литературу. Когда в прошлом году я впервые увидел матерные слова под голубой обложкой «Нового мира», стало не по себе, стало просто страшно…

– Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело. Существует природа. Природа не терпит бесстыдства.

– «Собеседник» выпустил нецензурную газету год назад, как бы в шутку. Мальчики резвились, но одного из авторов попытались всерьез привлечь к ответственности. Что тут началось! Чуть не вся литературная и журналистская Москва поднялись на защиту «героя».

– Не его, а от него надо защищаться. То бесправие, в котором русский народ жил почти целый век, оно людей унижало. Сейчас кому-то кажется, что вседозволенность – кратчайший путь из унизительного положения. Но это самообман. Тот, кто чувствует себя свободным, не будет отвечать матом…

– А вам приходилось прибегать к «ненормативной» лексике в каких-то крайних ситуациях?

– Нет, не приходилось.



Д.С.Лихачёв на Соловках. 1930

– Даже в лагере?

– Даже там. Я просто не мог материться. Если бы я даже решил про себя, ничего бы не вышло. На Соловках я встретил коллекционера Николая Николаевича Виноградова. Он попал по уголовному делу на Соловки и вскоре стал своим человеком у начальства. И все потому, что он ругался матом. За это многое прощалось. Расстреливали чаще всего тех, кто не ругался. Они были «чужие». Интеллигентного, доброго Георгия Михайловича Осоргина островное начальство собиралось расстрелять и уже заключило в карцер, когда по разрешению более высокого начальства к Осоргину приехала на свидание жена, княжна Голицына. Осоргина выпустили под честное слово офицера с условием, что он ничего не скажет жене о готовящейся ему участи. И он ничего ей не сказал.

Я тоже оказался чужим. Чем я им не угодил? Тем, очевидно, что ходил в студенческой фуражке. Я ее носил для того, чтоб не били палками. Около дверей, особенно в тринадцатую роту, всегда стояли с палками молодчики. Толпа валила в обе стороны, лестницы не хватало, в храмах трехэтажные нары были, и поэтому, чтобы быстрее шли, заключенных гнали палками. И вот, чтобы меня не били, чтобы отличиться от шпаны, я надевал студенческую фуражку. И действительно меня ни разу не ударили. Только однажды, когда эшелон с нашим этапом пришел в Кемь. Я стоял уже внизу, у вагона, а сверху охранник гнал всех и тогда ударил сапогом в лицо… Ломали волю, делили на «своих» и «чужих». Вот тогда и мат пускался в ход. Когда человек матерился – это свой. Если он не матерился, от него можно было ожидать, что он будет сопротивляться. Поэтому Виноградову и удалось стать своим – он матерился, и когда его освободили, стал директором музея на Соловках. Он жил в двух измерениях: первое определялось внутренней потребностью делать добро, и он спасал интеллигентов и меня спасал от общих работ. Другое определялось потребностью приспособиться, выжить.

Во главе Ленинградской писательской организации одно время был Прокофьев. В обкоме он считался своим, хотя всю жизнь был сын городового, он умел ругаться и оттого умел как-то находить общий язык с начальством. А интеллигентов, даже искренне верящих в социализм, отвергали с ходу – слишком интеллигенты, а потому не свои.


Автограф Д.С.Лихачёва под фотографией (Соловки, 1930)

– Еще сто лет назад в словаре русского языка было 287 слов, начинающихся с «благо». Почти все эти слова исчезли из нашей речи, а те, что остались, обрели более приземленный смысл. К примеру, слово «благонадежный» означало «исполненный надежды», «ободрившийся»…

– Слова исчезли вместе с явлениями. Часто ли мы слышим «милосердие», «доброжелательность»? Этого нет в жизни, поэтому нет и в языке. Или вот «порядочность». Николай Калинникович Гудзий меня всегда поражал – о ком бы я ни заговорил, он спрашивал: «А он порядочный человек?» Это означало, что человек не доносчик, не украдет из статьи своего товарища, не выступит с его разоблачением, не зачитает книгу, не обидит женщину, не нарушит слова. А «любезность»? «Вы оказали мне любезность». Это добрая услуга, не оскорбляющая своим покровительством лицо, которому оказывается. «Любезный человек». Целый ряд слов исчезли с понятиями. Скажем, «воспитанный человек». Он воспитанный человек. Это прежде всего раньше говорилось о человеке, которого хотели похвалить. Понятие воспитанности сейчас отсутствует, его даже не поймут.

До сих пор остается бедой русского языка то, что отменили преподавание церковно-славянского языка. Это был второй язык, близкий к русскому.

– Нарядный…

– Да-да, этот язык поднимает значение того, о чем идет речь в слове. Это другое совершенно высокое эмоциональное окружение. Исключение из школьного образования церковно-славянского и нашествие матерщины – это симметричные явления.

Общая деградация нас как нации сказалась на языке прежде всего. Без умения обратиться друг к другу мы теряем себя как народ. Как жить без умения назвать? Недаром в книге Бытия Бог, создав животных, привел их к Адаму, чтобы тот дал им имена. Без этих имен человек бы не отличил коровы от козы. Когда Адам дал им имена, он их заметил. Вообще заметить какое-нибудь явление – это дать ему имя, создать термин, поэтому в средние века наука занималась главным образом называнием, созданием терминологии. Это был целый такой период – схоластический. Называние уже было познанием. Когда открывали остров, ему давали название, и только тогда это было географическим открытием. Без называния открытия не было.



Соловецкие заметки Д.С.Лихачёва

– После первых документальных фильмов с вашим участием и телевизионных встреч в «Останкино» ваша речь стала своего рода эталоном речи культурного человека. А кого бы вы могли поставить в пример, чья речь вам нравится?

– В свое время эталоном русской речи был язык актеров Малого театра. Там традиция была со щепкинских времен. И сейчас надо слушать хороших актеров. В Петербурге – Лебедева, Басилашвили.

Слова за годы нашей жизни обрастают только нам ведомыми оттенками, воспоминаниями – так обрастает корабль ракушками. Может, поэтому мне кажутся такими интересными словари писателей. Их, увы, немного. Словарь языка Пушкина, который давно стал редкостью, недавно вышел словарь к пьесам Островского…

– Я бы поставил на первое место необходимость создания словаря Бунина. Его язык богат не только связью с деревней и дворянской средой, но еще и тем, что в нем литературная традиция – от «Слова о полку Игореве», от летописей.

Очень важно читать детям вслух. Чтобы учитель пришел на урок и сказал: «Сегодня мы будем читать «Войну и мир». Не разбирать, а читать с комментариями. Так читал нам в школе Лентовской наш учитель словесности Леонид Владимирович Георг. Чаще всего это происходило на тех уроках, которые он давал вместо своих заболевших коллег-педагогов. Он читал нам не только «Войну и мир», но и пьесы Чехова, рассказы Мопассана. Показывал нам, как интересно учить французский язык, рылся при нас в словарях, подыскивая наиболее выразительный перевод. После таких уроков я одно лето занимался только французским.

Самое печальное, когда люди читают и незнакомые слова их не заинтересовывают, они пропускают их, следят только за движением интриги, за сюжетом, но не читают вглубь. Надо учиться не скоростному, а медленному чтению. Пропагандистом медленного чтения был академик Щерба. Мы с ним за год успевали прочесть только несколько строк из «Медного всадника». Каждое слово представлялось нам, как остров, который нам надо было открыть и описать со всех сторон. У Щербы я научился ценить наслаждение от медленного чтения.

Стихи же вообще нельзя прочитать с первого раза. Сперва нужно уловить музыку стиха, затем уже читать с этой музыкой – про себя или вслух.

беседовал Д.Шеваров

Публикуется по изд.: Комсомольская правда. 1996. 5 марта. «Я живу с ощущением расставания…»

Источник: http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/91899/d-lihachyov-v-lagere-teh-kto-ne-materilsya-rasstrelivali-pervyimi/

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
fortovsky
Nov. 26th, 2014 05:23 pm (UTC)
Были же люди...
slavynka88
Nov. 26th, 2014 05:40 pm (UTC)
Да уж... Сейчас таких практически уже не встретишь.
nngan
Nov. 26th, 2014 06:13 pm (UTC)
Удивительный внутренней силы был человек.
Его позицию разделяю только частично, но здесь это второстепенно.
slavynka88
Nov. 26th, 2014 06:25 pm (UTC)
Да, кстати, у него старообрядческие корни, что не могло не сказаться на его роде деятельности. Изучение древнерусской литературы и письменности - это своего рода внутренняя эмиграция.
winter_borealis
Nov. 26th, 2014 07:09 pm (UTC)
тех, кто не матерился, расстреливали первыми…

Вот и говорите после этого, что Советский Союз был государством ученых и писателей, да еще наследником Царской России... Государство победившего гопника - вот весь СССР.
slavynka88
Nov. 27th, 2014 03:51 pm (UTC)
Совершенно верно. Как говорится, социально близкий элемент. Терпеть не могу это быдлячество.
verateis
Nov. 26th, 2014 08:12 pm (UTC)
Ельцинисты однажды взяли, очень уже в больших годах Дмитрия Сергеевича, и вынудили его сказать плохое про свою Родину (имел печаль своими глазами видеть и ушами слышать по ТВ). Тем не менее, я его книги храню как Библию, а тот случай отношу к ельцинскому сволочизму.
slavynka88
Nov. 27th, 2014 03:46 pm (UTC)
Всякое бывало. А книги и исследования его очень уникальны в своем роде.
livejournal
Nov. 27th, 2014 01:29 am (UTC)
Д.С. Лихачёв: В лагере тех, кто не матерился, расстрелив
Пользователь slovo13 сослался на вашу запись в своей записи «Д.С. Лихачёв: В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми…» в контексте: [...] Оригинал взят у в Д.С. Лихачёв: В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми… [...]
rovdyr
Nov. 27th, 2014 02:15 am (UTC)
Советская и соловецкая власть - это и есть одно и то же.
slavynka88
Nov. 27th, 2014 03:23 pm (UTC)
Абсолютно верно.
livejournal
Nov. 27th, 2014 03:15 am (UTC)
Д.С. Лихачёв: В лагере тех, кто не матерился, расстрелив
Пользователь sergey_verevkin сослался на вашу запись в своей записи «Д.С. Лихачёв: В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми…» в контексте: [...] нал взят у в Д.С. Лихачёв: В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми… [...]
troitsa1
Nov. 27th, 2014 07:06 am (UTC)
Вы написали — он организовывал колонию для малолетних преступников, разыскивал подростков по острову и спасал их от смерти… И ещё написали - он работал пильщиком дров, грузчиком в порту, электромонтером, рабочим в Лисьем питомнике, ухаживал за коровами в Сельхозе.

Ни малейшей неловкости не видите в своих словах?


Вот я писал совершенно иное про вашего отца русской демократии - http://troitsa1.livejournal.com/600442.html

Кусочек оттуда:
А вот как гнобил Сталин в Соловках Лихачёва:

До ноября 1931 Лихачёв политзаключённый в Соловецком лагере особого назначения. В во время отбывания наказания опубликовал в местной газете первую научную работу «Картёжные игры уголовников», посвященную азартным играм заключенных.

Статейки писал про карты, утирая кровавые сопли, которые целый день выбивали сталинские сатрапы! Это лагерь ОСОБОГО назначения. Интересно мне, что там было особенного? Бумагу давали зекам, газеты выпускали? Это точно ОСОБОЕ назначение...

Вот маленький кусочек:
"Шпанская среда на Соловках разлагается. Карточные долги не платятся, и получить их нет возможности — проигравший идет жаловаться командиру. Среда «своих» разбавляется «вшивками» и фраерами, благодаря чему нельзя строго придерживаться шпанских «законов». Наконец, сама обстановка полуволи-полузаключения и принудительного труда разрушает шпанскую кастовую замкнутость. Шпанская физиономия тускнеет, и жиганство — исчезает. Падение картежной этики на Соловках, примеры чему мы видели выше, лишь частность."
Д. С. Лихачев в своей работе "Картежные игры уголовников"

Дали 5 лет, отсидел меньше, сразу потом стал редактором, писал статьи. Например: «Черты первобытного примитивизма воровской речи» в сборнике Института языка и мышления им. Н. Я. Марра «Язык и мышление». Только вышел, и уже статья, от зека …
slavynka88
Nov. 27th, 2014 03:22 pm (UTC)
Если Вы читали книгу Ивана Солоневича "Россия в концлагере", то Вас бы это не смутило. Солоневича по лагерным меркам пристроили совсем неплохо (люди грамотные и знающие, несмотря на статьи, там были очень в цене), так же писал статьи в местной газете "Перековка", он мог бы жить ТАК дальше, но жизнь такая - это не жизнь. И, к счастью, ему удалось все-таки бежать.
livejournal
Nov. 27th, 2014 07:09 am (UTC)
Д.С. Лихачёв: В лагере тех, кто не матерился, расстрелив
Пользователь postranik сослался на вашу запись в своей записи «Д.С. Лихачёв: В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми…» в контексте: [...] нал взят у в Д.С. Лихачёв: В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми… [...]
yuridmitrich
Nov. 27th, 2014 01:29 pm (UTC)
Бессонов "Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков"
"За последнее время на Попов остров прислали много "фальшивомонетчиков". Хорошо действует Г. П. У. Оно не идет в хвосте за преступлением, а наоборот наваливается на его зародыш. Так било оно по контрреволюции, спекуляции, по взяткам. За последнее время, когда задрожал червонец оно выкинуло лозунг "Все на борьбу с фальшивомонетчиками". И действительно стреляло их нещадно. В Соловки их попало много, но это уже остатки. Все ядра были уже уничтожены. Большинство фальшивомонетчиков евреи. Высылали их сюда иногда целыми семьями".
slavynka88
Nov. 27th, 2014 03:12 pm (UTC)
И это было.
livejournal
Dec. 3rd, 2014 07:02 am (UTC)
Д.С. Лихачёв: В лагере тех, кто не матерился, расстрелив
Пользователь slovo13 сослался на вашу запись в своей записи «Д.С. Лихачёв: В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми…» в контексте: [...] нал взят у в Д.С. Лихачёв: В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми… [...]
procol_harum
Dec. 3rd, 2014 07:35 am (UTC)
Когда я пришел работать в одну эмигрантскую контору (там были советские эмигранты, в основном, евреи) в Париже, то там все сильно матерились. Я не позволял себе произнести ни одного нецензурного слова, т.к. все они были старше меня. Однажды они стали у меня допытываться: а почему это ты не материшься? Ты что, не как все? Ты что, материться не умеешь?
slavynka88
Dec. 3rd, 2014 03:31 pm (UTC)
Да уж... Очень показательная ситуация. Хотя это была далеко не зона.
livejournal
Dec. 8th, 2014 10:04 am (UTC)
Д.С. Лихачёв: В лагере тех, кто не матерился, расстрелив
Пользователь vakin сослался на вашу запись в своей записи «Д.С. Лихачёв: В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми…» в контексте: [...] Оригинал взят у в Д.С. Лихачёв: В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми… [...]
yuridmitrich
Dec. 9th, 2014 06:27 am (UTC)
Неплохо там жил Лихачёв, хотя и не матерился.

Д.С. Лихачев Воспоминания
«Поздно осенью 1929 года ко мне еще раз приехали на свидание (разрешалось два свидания в год) родители. Мы жили в комнате какого-то вольнонаемного охранника (были охранники и из заключенных), с которым родители познакомились на "Глебе Боком" и договорились с ним о его комнате за какую-то плату. Комната его была в гостинице (бывшая "Петроградская"), что на горушке сзади УСЛОНа. Там помещалась и фотография для вольнонаемных, где меня трижды в разное время снимали с родителями, по разрешению Мельникова, и лечпункт с главным лекпомом Григорием Григорьевичем Тайбалиным».
slavynka88
Dec. 9th, 2014 04:51 pm (UTC)
Если Вы читали книгу Ивана Солоневича "Россия в концлагере", то Вас бы это не смутило. Солоневича по лагерным меркам пристроили совсем неплохо (люди грамотные и знающие, несмотря на статьи, там были очень в цене), так же писал статьи в местной газете "Перековка", он мог бы жить ТАК дальше, но жизнь такая - это не жизнь. И, к счастью, ему удалось все-таки бежать.
livejournal
Dec. 9th, 2014 03:53 pm (UTC)
В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми…
Пользователь mikha_el сослался на вашу запись в своей записи «В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми…» в контексте: [...] Оригинал взят у в Д.С. Лихачёв: В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми… [...]
livejournal
Dec. 13th, 2014 08:26 am (UTC)
Д.С. Лихачёв: В лагере тех, кто не матерился, расстрелив
Пользователь ahcalam сослался на вашу запись в своей записи «Д.С. Лихачёв: В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми…» в контексте: [...] нал взят у в Д.С. Лихачёв: В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми… [...]
anatolij_921
Jun. 17th, 2015 07:37 am (UTC)
Уникальный был человек!
Невероятный...
slavynka88
Jun. 17th, 2015 05:59 pm (UTC)
Да, прошел через многое. Непростая судьба.
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

slavynka88
slavynka88

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com