?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у basilius3 в Императорский павильон в Царском Селе
В 1895 году, для приема Императорских поездов, прибывавших в Царское Село через ст. Александровская, была построена станция -"Императорский павильон", имеющая сообщение с Варшавским направлением железной дороги.
В 1900 году для удобства сообщения Александровского дворца с внешним миром и прежде всего со столицей, было принято решение строить отдельный III путь до Санкт Петербурга, т. к. существующая соединительная ветка была перегружена и неудобна. Проектирование и строительство заняло два года. За гигантскую по тем временам сумму порядка 4 миллионов царских рублей, был построен одноколейный путь длиной в 21 версту и отдельный Царский Павильон на Витебском вокзале Санкт Петербурга. Конструкция пути позволяла выдерживать движение тяжёлых императорских поездов на больших скоростях.
image

Императорский путь был проложен в нескольких метрах от уже существующих путей Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги до 16-й версты, где резко уходил направо в сторону деревни Б. Кузьмино. Построенный путь получил имя "Императорский" и 6 декабря 1902 года был окончательно принят в эксплуатацию.
К моменту постройки III пути на станции Императорский павильон было несколько путей подходящих к деревянному вокзалу с разных сторон с 4 стрелочными переводами, 2 казармы железнодорожного батальона с вспомогательными службами, паровозный поворотный круг диаметром 20 м, сторожевые и стрелочные будки.
Уже в 1908 году появился проект реконструкции всей станции. Она была значительно расширена и усовершенствована. На станции появились новые пассажирские и товарные платформы, паровозные сараи, увеличено количество казарм. К станции были проложены 2 новые дороги: тенистая Липовая аллея от Александровского дворца (всего около километра) и шоссейная дорога (нынешний Академический проспект) вдоль ныне демонтированных железнодорожных путей в сторону центральной части Царского Села.
Движение любых поездов, кроме императорских, по новому пути было воспрещено. Все стрелки и искусственные сооружения охранялись 1-м Императорским железнодорожным батальоном. Батальон (позднее полк) отвечал за охрану, эксплуатацию и ремонт дороги, а тягой занималась Варшавская - казённая дорога.
image
В январе 1911 года на станции произошел пожар, в результате которого сгорели практически все станционные постройки, уцелела лишь часть навеса и платформа. В 1912 году был сооружен новый "Императорский павильон" (Царский вокзал) по проекту В. А. Покровского.
image
Первоначально павильон не оштукатурили, и отделка окон, дверей и сводов подъезда из белого камня эффектно выделялась на фоне красно-кирпичных стен:
"Нет разумной причины не пользоваться преимуществами того материала, из которого возведено строение, и скрывать его под слоем штукатурки, — заявлял в 1872 г. активный популяризатор «кирпичного стиля" архитектор И. Китнер. — Кирпичная облицовка фасада несравненно рациональнее штукатурной ее отделки. Строение с кирпичною облицовкой имеет в нашем климате большую прочность и возводится в гораздо меньший срок... Делая карнизы, наличники и прочие украшения из терракоты, можно достичь такого богатства форм и цветов, которому вряд ли будет в состоянии противостоять архитектура так называемых штукатурных строений."
Пологие пандусы позволяли въезжать под своды крыльца каретам и автомобилям.
В рисунке декоративного оформления использовалась российская государственная символика – двуглавые орлы, гербы городов, геральдические сюжеты, древнерусские орнаменты.
Парадные интерьеры были стилизованы под палаты с тяжелыми каменными сводами. Богатое убранство фасадов и интерьеров отвечало парадно-представительскому назначению вокзала, являясь образцом синтеза архитектуры, монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства, в котором удачно сочетались формы древнерусского зодчества XVII в. с характерными для эпохи модерна технологиями строительства и материалами.
image

image
Императорские покои вокзала были расписаны художником М. И. Курилко знаками зодиака, подобно росписям в палатах любимого загородного дворца царя Алексея Михайловича.
image

image

image

image
Императорский путь постоянно совершенствовали, внедряя в его строительство все новое и передовое. Таким образом, постепенно для эксплуатации Императорских поездов было создано все: путь, платформы, вокзалы, сараи. Царская резиденция получила удобное, быстрое и независимое сообщение со столицей, Гатчиной, Петергофом и железными дорогами России. У этого вокзала останавливался Императорский поезд, приезжали иностранные делегации и важные государственные деятели на прием к Николаю II.
image

image

image

image
Николай II железную дорогу предпочитал любому другому средству передвижения не только в мирное время для путешествий, но и в военное, курсируя между Ставкой и Царским Селом (Александра Федоровна тоже ездила с детьми неоднократно по этому маршруту).
Всего 15 лет путь соответствовал своему назначению, окончательно сформировавшись к 1913 году.
20 сентября 1914 года императорский поезд впервые отправился на фронт.
Во время Первой мировой войны на Императорский путь легла нагрузка по приему раненых и распределению их по многочисленным медицинским учреждениям Царского Села и округи. Здесь неоднократно бывал в 1916 году и Сергей Есенин, служивший в это время в Царском Селе.
image
22 февраля 1917 г. от платформы станции "Императорский павильон" отошел поезд, увозя в Ставку Императора Николая II — Верховного Главнокомандующего Российскими войсками.
image
Возвратился поезд в Царское Село, оказавшись по пути молчаливым свидетелем отречения Николая II от власти, 9 марта 1917 г., привезя в Царское Село "арестованного гражданина Романова".
Из Дневника Николая II: "9 марта — Царское Село. Скоро я благополучно прибыл в Царское Село — в 11.30... на улице и кругом дворца, внутри парка часовые...".
01 (14) августа 1917 года от платформы Императорского павильона рано утром с некоторым интервалом отошли два поезда в направлении сибирского города Тюмень. Пассажирами этих поездов были арестованные бывший Император Николай II с семьей и сопровождающая свита. Охрану необычных пассажиров нес отряд особого назначения, насчитывавший 330 солдат и 6 офицеров от трех лейб-гвардейских полков, квартировавших в Царском Селе.
Вот как описывал этот отъезд Николай II своем дневнике: “31 июля — Царское Село... Сели в наши два мотора и поехали к Александровской станции. Вошли в поезд у переезда. Какая-то кавалерийская часть скакала за нами от самого парка... Красив был восход солнца, при котором мы тронулись в путь на Петроград и по соединительной ветке вышли на Северную железнодорожную линию. Покинули Царское Село в 6.10 утра”.
Позднее камердинер Императрицы А. А. Волков вспоминал: “Мы всю ночь в поле (между Царским Селом и станцией Александровская) прождали поезда”.
Гудок паровоза, прозвучавший под сводами вокзала, отметил кончину 304-летнего самодержавного строя.
Вокзал стал немым свидетелем трагедии России...
image
После революции 1917 года в стране началась разруха. Для восстановления главных путей требовались рельсы, шпалы, скрепления и т. п. Императорский путь стал "источником для покрытия потребностей" наиболее нужных магистралей, разрушенных войной и революцией: путь был разобран, насыпь срыта, мосты сданы в металлолом, вокзалы перестали называться вокзалами, подвижной состав растащен, в "паровозо-вагонных сараях" (депо) был создан - Пункт ремонта паровозов» (сегодня это Царскосельский завод "София").
В 1918 году станция была переименована в Павильон Урицкого, а к середине XX века закрыта.
image

image
Во время Великой Отечественной войны он оказался на линии фронта и был разрушен местами.
image
В марте 2009 года "Императорский павильон", в результате торгов в Фонде имущества Петербурга, на 49 лет перешёл в частные руки. Победитель получил здание за символические 30 тыс. рублей в месяц с дополнительным условием инвестировать в полуразрушенный памятник не меньше 100 миллионов рублей.
Контракт в связи с его неисполнением летом 2014 года был расторгнут. Сейчас здание обратно возвращено городу.
image

image

image

image

image

image

image

image

image

image

image

image


Comments

( 14 comments — Leave a comment )
landgrafff
Feb. 20th, 2015 03:01 pm (UTC)
кругом "мерзость запустения"
slavynka88
Feb. 21st, 2015 09:30 pm (UTC)
Да, точнее и не скажешь.
nngan
Feb. 20th, 2015 03:04 pm (UTC)
"Кругом измена, трусость и обман!" - Сегодня, как и 100 лет назад.
slavynka88
Feb. 21st, 2015 09:33 pm (UTC)
Это верно.
teo_tetra
Feb. 20th, 2015 04:05 pm (UTC)
В канун "прощального" Возкресения, как говорили в дониконианскую и, естественно в досергианскую эпоху наши благочестивые предки, прошу вашего прощения уважаемая Виктория за всё сказанное , и в большей степени не сказанное мной в ваш душеспасительный блог.
С уважением.
teo_tetra

Edited at 2015-02-20 04:06 pm (UTC)
slavynka88
Feb. 21st, 2015 09:20 pm (UTC)
Бог простит. И Вы меня меня простите, если что было не так.
teo_tetra
Feb. 22nd, 2015 07:24 am (UTC)
Уважаемая Виктория. Никакой этикет не даёт снования обращаться ко мне, грешному рабу Божиему по делом моим и сословию на вы с заглавной буквы.
Завтра читаем Ивана Алексеевича Бунина "Чистый Понедельник".

PS. на том месте, где стоял или стоит, пусть поруганый, Божий Храм или обитель, по поверью, всегда обитает ангел Божий. Убедился на своем опыте, что это действительно так, но не потому, что "Сподобившийся увидеть себя(любимого) со стороны равночестен сподобившемуся увидеть Ангела", а потому, что был свидетелем и соучастником восстановления в том или ином качестве нескольких поруганных или вновь
отстроенных Храмов Божиих, ощущая при этом труднопередоваемые словами чувства близости этого светлого Ангела.

Edited at 2015-02-22 07:42 am (UTC)
slavynka88
Feb. 23rd, 2015 05:50 pm (UTC)
Это настоящее чудо! Слава Богу за всё!
С началом Великого поста!
teo_tetra
Feb. 24th, 2015 06:34 am (UTC)
С началом тяжкого пути на Голгофу за Светлым Христовым Воскресением!


PS. Приумноженные данные Богом таланты Нашего Бунина - это настоящее чудо!

Edited at 2015-02-24 06:45 am (UTC)
slavynka88
Feb. 24th, 2015 09:10 pm (UTC)
Спаси Господи! Да поможет нам Господь достойно преодолеть этот тяжкий путь.

P.S. Вы правы.
rovdyr
Feb. 24th, 2015 05:29 am (UTC)
Кошмарный контраст между Царским временем и последующим...
slavynka88
Feb. 24th, 2015 09:11 pm (UTC)
Да, словно небо и земля. И так во всем...
duchesselisa
Feb. 25th, 2015 10:00 am (UTC)
Жаль, что все в упадке, но может быть восстановят?
slavynka88
Feb. 25th, 2015 07:46 pm (UTC)
Очень хотелось бы на это надеяться. Дай Бог!
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

slavynka88
slavynka88

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com