?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"...Не вздыхали «эх, если бы я знал» (потому что знали, на что шли), и не ждали пощады, и не ждали амнистии – только власовцы.



Еще задолго до нежданного нашего пересечения на тюремных нарах я знал о них и недоумевал о них.
Сперва это были много раз вымокшие и много раз высохшие листовки, затерявшиеся в высоких, третий год не кошенных травах прифронтовой орловской полосы. В них объявлялось о создании в декабре 1942 года какого-то смоленского «русского комитета» – то ли претендующего быть подобием русского правительства, то ли нет. Видно, этого еще не решили и сами немцы. И оттого неуверенное сообщение казалось даже просто вымыслом. На листовках был снимок генерала Власова и изложена его биография. На неясном снимке лицо казалось сыто-удачливым, как у всех наших генералов новой формации. (Говорили мне потом, что это не так, что Власов имел наружность скорей западного генерала – высок, худ, в роговых очках).

А из биографии эта удачливость как будто подтверждалась: не запятнала служба военным советником у Чан-Кай-Ши. Первое потрясение его жизни только и было, когда его 2-ю ударную армию бездарно покинули умирать от голода в окружении. Но каким фразам той биографии вообще можно было верить? *(8) Глядя на этот снимок, невозможно было поверить, что вот – выдающийся человек или что вот он давно и глубоко болел за Россию. А уж листовки, сообщавшие о создании РОА – «русской освободительной армии» не только были написаны дурным русским языком, но и с чужим духом, явно немецким, и даже незаинтересованно в предмете, зато с грубой хвастливостью по поводу сытой каши у них и веселого настроения у солдат. Не верилось и в эту армию, а если она действительно была – то уж какое там веселое настроение?.. Вот так-то соврать только немец и мог. *(9)

Что русские против нас вправду есть и что они бьются круче всяких эсэсовцев, мы отведали вскоре. В июле 1943 года под Орлом взвод русских в немецкой форме защищал, например, Собакинские Выселки. Они бились с таким отчаянием, будто эти Выселки построили сами. Одного загнали в погреб, к нему туда бросали ручные гранаты, он замолкал; но едва совались спуститься – он снова сек автоматом. Лишь когда ухнули туда противотанковую гранату, узнали, еще в погребе у него была яма, и в ней он перепрятывался от разрыва противопехотных гранат. Надо представить себе степень оглушенности, контузии и безнадежности, в которой он продолжал сражаться.

Защищали они, например, и несбиваемый днепровский плацдарм южнее Турска, там две недели шли безуспешные бои за сотни метров, и бои свирепые и морозы такие же (декабрь 43-го года). В этом осточертении многодневного зимнего боя в маскхалатах, скрывавших шинель и шапку, были и мы и они, и под Малыми Козловичами, рассказывали мне, был такой случай. В перебежках между сосен запутались и легли рядом двое, и уже не понимая точно, стреляли в кого-то и куда-то. Автоматы у обоих – советские. Патронами делились, друг друга похваливали, матерились на замерзающую смазку автомата. Наконец совсем перестало подавать, решили они закурить, сбросили с голов белые капюшоны – и тут разглядели орла и звездочку на шапках друг у друга. Вскочили! Автоматы не стреляют! Схватили и, м рдуя ими как дубинками, стали друг за другом гоняться: уж тут не политика и не родина-мать, а ростое пещерное недоверие: я его пожалею, а он меня убьет.

В Восточной Пруссии в нескольких шагах от меня провели по обочине тройку пленных власовцев, а по шоссе как раз грохотала Т-тридцать четверка. Вдруг один из пленных вывернулся, прыгнул и ласточкой шлепнулся под танк. Танк увильнул, но все же раздавил его краем гусеницы. Раздавленный еще извивался, красная пена шла на губы. И можно было его понять! Солдатскую смерть он предпочитал повешению в застенке.
Им не оставлено было выбора. Им нельзя было драться иначе. Им не оставлено было выхода биться как-нибудь побережливее к себе. Если один «чистый» плен уже признавался у нас непрощаемой изменой родине, то что' ж о тех, кто взял оружие врага? Поведение этих людей с нашей пропагандной топорностью объяснялось: 1) предательством (биологически? текущим в крови?) и 2) трусостью. Вот уж только не трусостью! Трус ищет где есть поблажка, снисхождение. А во «власовские» отряды вермахта их могла привести только последняя крайность, только запредельное отчаяние, только неутолимая ненависть к советскому режиму, только презрение к собственной сохранности. Ибо знали они: здесь не мелькнет им ни полоски пощады! В нашем плену их расстреливали, едва только слышали первое разборчивое русское слово изо рта. В русском плену, также как и в немецком, хуже всего приходилось русским.

Эта война вообще нам открыла, что хуже всего на земле быть русским.

Я со стыдом вспоминаю, как при освоении (то есть, разграбе) бобруйского котла я шел по шоссе среди разбитых и поваленных немецких автомашин, рассыпанной трофейной роскоши, – и из низинки, где погрязли утопленные повозки и машины, потерянно бродили немецкие битюги и дымились костры из трофеев же, услышал вопль о помощи: «Господин капитан! Господин капитан!» Это чисто по-русски кричал мне о защите пеший в немецких брюках, выше пояса нагой, уже весь окровавленный – на лице, груди, плечах, спине, – а сержант-особист, сидя на лошади, погонял его перед собою кнутом и наседанием лошади. Он полосовал его по голому телу кнутом, не давая оборачиваться, не давая звать на помощь, гнал его и бил, вызывая из кожи новые красные ссадины.

Это была не пуническая, не греко-персидская война! Всякий, имеющий власть, офицер любой армии на земле должен был остановить бессудное истязание. Любой – да, а – нашей?.. При лютости и абсолютности нашего разделения человечества? (Если [не с нами], [не наш] и т. д. – то достоин только презрения и уничтожения.) Так вот, я СТРУСИЛ защищать власовца перед особистом, я НИЧЕГО НЕ СКАЗАЛ И НЕ СДЕЛАЛ, Я ПРОШЕЛ МИМО, КАК БЫ НЕ СЛЫША – чтоб эта признанная всеми чума не перекинулась на меня (а вдруг этот власовец какой-нибудь сверхзлодей?.. а вдруг особист обо мне подумает..? а вдруг..?) Да проще того, кто знает обстановку тогда в армии – стал ли бы еще этот особист слушать армейского капитана? И со зверским лицом особист продолжал стегать и гнать беззащитного человека как скотину.

Эта картина навсегда перед мною осталась. Это ведь – почти символ Архипелага, его на обложку книги можно помещать.

И все это они предчувствовали, предзнали – а нашивали-таки на левый рукав немецкого мундира щит с бело-сине-красной окантовкой, андреевским полем и буквами РОА. *(10)

ОБРЕЧЕННОСТЬ – вот что было их существование все годы войны и чужбины, и никакого выхода никуда.
Гитлер и его окружение, уже отовсюду отсутупая, уже накануне гибели, всё не могли преодолеть своего стойкого недоверия к отдельным русским формированиям, решиться на целостные русские дивизии, на тень независимой, не подчиненной им России. Лишь в треске последнего крушения, в ноябре 1944 г., был разрешен (в Праге) поздний спектакль: созыв объединяющего все национальные группы «комитета освобождения народов Росии» и издание манифеста... Председателем комитета стал Власов. Только с осени 1944 года и стали формироваться собственно власовские цельнорусские дивизии. *(11) Красная армия стояла на Висле и на Дунае... И как будто в насмешку, чтобы подтвердить дальновидность самых недальновидных немцев, эти власовские дивизии своим первым и последним независимым действием нанесли удар... по немцам! Уже при общем развале, уже без согласования с Oberkomando, Власов к концу апреля собрал свои две с половиной дивизии под Прагу. Тут узналось, что эсесовский генерал Штейнер готовится уничтожить чешскую столицу, в целом виде не отдать её. И Власов скомандовал своим дивизиям перейти на сторону восставших чехов...  (Все ли чехи разобрались потом, [­[какие]] русские спасли им город? У нас история искажена, и говорят, что Прагу спасли советские войска, хотя они бы не могли успеть.)

А затем власовская армия стала отступать в сторону американцев, к Баварии: вся надежда их только и была на союзников – что они пригодятся союзникам и тогда осветится смыслом их долгое висение в немецкой петле. Но американцы встретили их вооруженной стеной и принудили сдаться в советские руки, как и предусмотрено было Ялтинской конференцией. А в том же мае в Австрии такой же лояльный союзнический шаг (из обычной скромности у нас не оглашенный) совершил и Черчилль: он передал советскому командованию казачий корпус в 90 тысяч человек, *(12) да еще много обозов – старых, малых и баб, не желавших возвращаться на родные казачьи реки. (Великий муж, памятниками которому со временем покроется вся Англия, распорядился и этих отдать на смерть.)

Помимо создаваемых спешно власовских дивизий немало русских подразделений так и продолжало закисать в глуби немецкой армии, под неотличимыми немецкими мундирами. Они кончали войну на разных участках и по-разному.

За несколько дней до моего ареста попал под власовские пули и я. Русские были и в окруженном нами восточно-прусском котле. В одну из ночей в конце января их часть пошла на прорыв на запад через наше расположение без артподготовки, молча. Сплошного фронта не было, они быстро углубились, взяли в клещи мою высунутую вперед звукобатарею, так что я едва успел вытянуть её по последней оставшейся дороге. Но потом я вернулся за подбитой машиной и перед рассветом видел, как, накопясь в маскхалатах на снегу, они внезапно поднялись, бросились с «ура» на огневые позиции 152-го миллиметрового дивизиона у Адлиг Швенкиттен и забросали двенадцать тяжелых пушек гранатами, не дав сделать ни выстрела. Под их трассирующими пулями наша последняя кучка бежала три километра снежною целиной до моста через речушку Пассарге. Там их остановили.

Вскоре я был арестован, и вот перед парадом Победы мы теперь все вместе сидели на бутырских нарах, я докуривал после них и они после меня, и вдвоем с кем-нибудь мы выносили жестяную шестиведерную парашу.

Многие «власовцы", как и «шпионы на час", были молодые люди, этак между 1915 и 1922 годами рождения, то самое «племя молодое незнакомое", которое от имени Пушкина поспешил приветствовать суетливый Луначарский. Большинство их попало в военные формирования той же волной случайности, какою в соседнем лагере их товарищи попадали в шпионы – зависело от приехавшего вербовщика.

Вербовщики глумливо разъясняли им – глумливо, если б то не было истиной! – «Сталин от вас отказался!", «Сталину на вас наплевать!"

Советский закон поставил их вне себя еще прежде, чем они поставили себя вне советского закона.
И они – записывались... Одни – чтоб только вырваться из смертного лагеря. Другие – в расчете перейти к партизанам (и переходили! и воевали потом за партизан! – но по сталинской мерке это нисколько не смягчало их приговора). Однако в ком-то же и заныл позорный сорок первый год, ошеломляющее поражение после многолетнего хвастовства; и кто-то же счел первым виновником вот этих нечеловеческих лагерей – Сталина. И вот они тоже потянулись заявить о себе, о своем грозном опыте; что они – тоже частицы России и хотят влиять на её будущее, а не быть игрушкой чужих ошибок.

Слово «власовец» у нас звучит подобно слову «нечистоты", кажется мы оскверняем рот одним только этим звучанием и поэтому никто не дерзнет вымолвить двух трех фраз с подлежащим «власовец".

Но так не пишется история. Сейчас четверть века спустя, когда большинство их погибло в лагерях, а уцелевшие доживают на крайнем севере, я хотел страницами этими напомнить, что для мировой истории это явление довольно небывалое: чтобы несколько сот тысяч молодых людей *(13) в возрасте от двадцати до тридцати подняли оружие на свое Отечество в союзе со злейшим его врагом. Что, может, задуматься надо: кто ж больше виноват – эта молодежь или седое Отечество? Что биологическим предательством этого не объяснить, а должны быть причины общественные.

Потому что, как старая пословица говорит: [от корма кони не рыщут]. Вот так представить: поле – и рыщут в нём неухоженные оголодалые обезумевшие кони..."

(А.И.Солженицын, "Архипелаг ГУЛаг")

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
guran_ussury
Jul. 5th, 2015 01:31 pm (UTC)
Промурыжили их немцы в тылу несколько лет. И правда, что всю свою боль выплеснули в Праге.
Казаков в отличие от власовцев сразу в строй ставили.
slavynka88
Jul. 5th, 2015 01:58 pm (UTC)
Да, к сожалению... В итоге судьбы этих людей очень трагичны. Солженицын призывает задуматься, почему всё так и кто виноват.
А к казакам изначально было иное отношение.
le_professinel
Jul. 5th, 2015 02:26 pm (UTC)
а что тут думать-то ?
Судьбы огромного количества советских людей складывались самым трагическим образом ,но немногие стали предателями... Кто-то признавался в любви к Родине даже ,когда их жгли огнеметами в Бресткой крепости, кто-то партизанил в нечеловеческих условиях, а кто-то стал власовцев... Можно долго рассуждать "почему всё так и кто виноват", но я считаю ,что многое зависит от самого человека.
Ну ,а сам Солженицын слукавил конечно, куда без этого ? Потому что не было никаких сотен тысяч с оружием в руках и на фронте они почти не воевали.
slavynka88
Jul. 5th, 2015 02:40 pm (UTC)
Re: а что тут думать-то ?
Не берусь кого-то осуждать. Судьба всего русского народа трагична с 1917 года.
le_professinel
Jul. 5th, 2015 02:45 pm (UTC)
Re: а что тут думать-то ?
а до 1917 народ не страдал и все были счастливы ?
slavynka88
Jul. 5th, 2015 02:53 pm (UTC)
Re: а что тут думать-то ?
Россия до 1917 года отличается от совка как небо и земля. Конечно, бывало всякое, я не идеализирую, но то, каков был геноцид русского народа при большевиках, такого не знала ни одна страна.
le_professinel
Jul. 5th, 2015 03:19 pm (UTC)
Re: а что тут думать-то ?
Конечно отличается, кто спорит-то. До 17 года большая часть населения была безграмотным сельским населением. После - каждый получил право на бесплатное образование, в том числе и высшее и современную, бесплатную помощь. Такие социальные гарантии ,как пенсия стали нормой. До 17 года была опричнина и крепостное право, когда всякие Сташинские и Салтычихи издевались над людьми совершенно безнаказанно, было крещение Руси , когда княжеские дружинники привязывали к бревнам и спускали по рекам всех , кто противился новой вере , была Пугачевщина и восстание Разина тоже не от хорошей жизни, голод в неурожайные годы и различные соляные и прочие бунты, русские Цари постоянно гробили население в различных войнах по всему свету. Как-то так было на самом деле, но многие почему-то предпочитают смотреть на Истрию России через розовые очки, на фоне чего ужасы советской власти, а точнее режима Сталина, действительно выглядят ужасно. По-поводу того, что нигде такого ,мол, не было , так это не правда , было такое и во Франции , и в Испании например. Во время буржуазной революции и наполеоновских войн население Франции сократилось на треть, а ведь были еще средневековая резня гугенотов и всякие инквизиции.
slavynka88
Jul. 5th, 2015 03:44 pm (UTC)
Re: а что тут думать-то ?
Вы повторяете то, что было написано в школьных учебниках еще при совке, что нельзя говорить об объективности излагаемого. Были историки и иного склада. Почитайте и другие исторические источники. Нужно шире и глубже копать.
le_professinel
Jul. 5th, 2015 04:28 pm (UTC)
Re: а что тут думать-то ?
Абсолютно то же самое можно сказать и о вашем субъективном (и однобоком) взгляде на советский период истории Росси. Копайте глубже, не зацикливайтесь только на плохом и только на истории данного периода. Зловонную кучу фактов можно накопать в любом веке истории нашего государства. Я лишь излагаю исторические факты, и совсем не важно в каких учебниках истории они приводятся. Факт не перестает от этого быть фактом, завист лишь то, как его интерпретируют. О Салтыковщине и Опричнине было известно и до первых советских учебников, а сейчас и подавно. Хотите почитать о голоде и эпидемиях в России XIX века - пожалуйста, хотите узнать о геноциде русских во время крещения Руси - на эту тему есть тоже много литературы.
slavynka88
Jul. 5th, 2015 04:43 pm (UTC)
Re: а что тут думать-то ?
Что касается Опричнины - это не так уж и плохо на тот момент. Взгляды на Опричнину у историков тоже диаметрально противоположные.
Я не отрицаю, что всякое бывало, а особенно, в петровские и послепетровские времена. Более менее-идеальными периодами царствования можно назвать периоды царствования Александра Третьего и Николая Второго.
Все же как ни крути, для России наиболее приемлемой формой государственного устройства является Православная Самодержавная монархия. Вы можете считать по-другому.
ovod_next
Jul. 5th, 2015 05:08 pm (UTC)
Re: а что тут думать-то ?
Поражаюсь - до чего же глубоко большевистские бредни застряли в пустых совковых голова! Нести такую ахинею о безграмотности нашего народа, об "опричнине и салтыковщине" до 17 года. Так почему бы не добавить, что при "проклятом царизме" ещё и не было (о ужас!) телевизоров и и компьютеров! И в космос не летали! Сейчас еду, блин, по центральной России и вижу пустыри на месте бывших многолюдных сёл! А помещичьи хозяйства - десятки тысяч сельхозпредприятий современного уровня (на то время; центров культуры на селе, с школами и больницами, библиотеками,коллекциями картин, домашними театрами, музыкальными инструментами. Пенсию они дали в сраных колхозах? так у моей бабушки пенсия была 12 (!) рублей!Беспаспортные, превращённые в рабов крестьяне...Мой дед, пастушок босоногий,в России получил (экстерном) три диплома, занесён в списки офицеров Императорского флота ((1915г). а отец, его сын, при псевдонародной власти лишь профтехучилище смог окончить - при том, что был членом партии! Правда шанс среднетехническое получить был, да как насмотрелся в 37 на то, как образованных людей выбивали - дальше не пошёл
slavynka88
Jul. 5th, 2015 05:48 pm (UTC)
Re: а что тут думать-то ?
Полностью с Вами согласна. Тут и сравнивать нечего. Живых свидетельств жизни до катастрофы 1917 года и после немало. Кое-какие опубликованные воспоминания остались. Тем более, думаю, такие свидетельства, подобно Вашим, есть во многих семьях. Только далеко не все об этом говорили, осталась привычка многое умалчивать. А я помню еще с детства воспоминания моих бабушки и дедушки, они по воспоминаниям своих родителей рассказывали.
livejournal
Jul. 5th, 2015 01:52 pm (UTC)
А.И. Солженицын о власовцах
Пользователь hipper_k сослался на вашу запись в своей записи «А.И. Солженицын о власовцах» в контексте: [...] нал взят у в А.И. Солженицын о власовцах [...]
livejournal
Jul. 5th, 2015 02:34 pm (UTC)
А.И. Солженицын о власовцах
Пользователь habanerra сослался на вашу запись в своей записи «А.И. Солженицын о власовцах» в контексте: [...] Оригинал взят у в А.И. Солженицын о власовцах [...]
livejournal
Jul. 5th, 2015 02:36 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
nngan
Jul. 5th, 2015 02:51 pm (UTC)
"Подняли оружие на свое Отечество в союзе со злейшим его врагом..." - Формулировочка, однако, как размазано и дальше. Мог бы выразиться и почетче, и повнятней.
slavynka88
Jul. 5th, 2015 02:56 pm (UTC)
Мы-то это понимаем. Но от него этого требовать невозможно. То, какие мысли он смог выразить по отношению к власовскому движению по тем временам - уже многое. Хотя бы дает повод задуматься, что не все так однозначно.
nngan
Jul. 5th, 2015 03:48 pm (UTC)
Понять его, конечно, можно.
slavynka88
Jul. 5th, 2015 03:50 pm (UTC)
А у меня чуть выше спор разгорелся: всё об одном и том же - как же плохо жилось при Царе.
nngan
Jul. 5th, 2015 04:47 pm (UTC)
Патология, совок (ВК тому подтверждение). Разговоры с такими "профессионалами" безполезны.
Мне пришлось всех нефрендов заскринивать - сам решаю, открывать или нет.
slavynka88
Jul. 5th, 2015 04:53 pm (UTC)
Вы правы - бесполезно.
livejournal
Jul. 5th, 2015 02:58 pm (UTC)
А.И. Солженицын о власовцах
Пользователь gineer сослался на вашу запись в своей записи «А.И. Солженицын о власовцах» в контексте: [...] нал взят у в А.И. Солженицын о власовцах [...]
livejournal
Jul. 5th, 2015 03:24 pm (UTC)
А.И. Солженицын о власовцах
Пользователь mein_gott_inri сослался на вашу запись в своей записи «А.И. Солженицын о власовцах» в контексте: [...] нал взят у в А.И. Солженицын о власовцах [...]
livejournal
Jul. 5th, 2015 03:34 pm (UTC)
А.И. Солженицын о власовцах
Пользователь lll22021918 сослался на вашу запись в своей записи «А.И. Солженицын о власовцах» в контексте: [...] Оригинал взят у в А.И. Солженицын о власовцах [...]
lubovkrossii
Jul. 5th, 2015 04:57 pm (UTC)
Очень интересно, спасибо. Неужто их и нынешнее правительство боится именно из за невозможности понять. То что непонятно оно страшно. Не понимают, из за про-советской настроенности последнего времени. Это такая загадка. Ведь всем внушают что "не так плохо было", "ведь и в США был голодомор в 30х", и т.д. Все становится в таком случае совершенно не объясняемым. Ведь наверное не было в истории человечества ТАКОГО рода массового "предательства" режима своей страны. Самый легкий выход просто заклеймить предателями и плохими людьми, ни о чем не задумываясь. Но вот Солженицинские воспоминания уже не уничтожить. Они останутся во многом вечным свидетельством правды о той реальности. Власовцы это такая самая не лукавая лакмусовая бумага.
slavynka88
Jul. 5th, 2015 05:38 pm (UTC)
Вам спасиБо за отклик!
Полностью с Вами согласна! Солженицын дает такую возможность - всем задуматься: почему так произошло. Но в большинстве своем никто не хочет копать глубже. На это лучше закрыть глаза и верить в некую "свою" истину. Есть опасность, если принять правду, то их основание рассыплется как карточный домик.
livejournal
Jul. 5th, 2015 05:25 pm (UTC)
А.И. Солженицын о власовцах
Пользователь lubovkrossii сослался на вашу запись в своей записи «А.И. Солженицын о власовцах» в контексте: [...] Originally posted by at А.И. Солженицын о власовцах [...]
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

slavynka88
slavynka88

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com