?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Английский фотограф Ричард Дэвис 9 лет провёл на севере России, где он подробно каталогизировал старинные церкви. 80% из них или на последней стадии разрушения, или за это время полностью рассыпались.

Ричард Дэвис, начиная с 2002 года, объездил около 200 церквей на севере европейской части России – в Мурманской, Архангельской, Вологодской областях и республиках Коми и Карелия. Он объясняет, что влюбился в русскую церковь после того, как увидел их снимки, сделанные в начале ХХ века великим русским фотографом Иваном Яковлевичем Билибиным.



Турчасово, Архангельская область, Церковь Спаса Преображения (1781)

К сожалению, около трети церквей, запечатлённых Билибиным, уже не существует. И вина в этом не только советской власти – её роль ограничилась только их закрытием, сколько нынешними действиями, а точнее бездействием государства, крупного бизнеса и Русской православной церкви. Большинство из этих церквей стремительно разрушается временем, и никому до этого нет дела.

Государство привычно оправдывает бездействие отсутствием денег (знаменитое неолиберальное ДЕНЕГ НЕТ!), а РПЦ – обезлюдиванием местности: распределять в эти церкви священника нет никакого смысла, так как отсутствует приход – лесная пустыня тянется здесь на многие километры. Частному крупному бизнесу эта исчезающая культура России тоже не интересна: лучше он у себя под боком организует очередной «культурный центр» в виде «Винзавода», «Гаража» или «Еврейского музея».



Пермогорье, Архангельская область, церковь Св. Георгия (1665)



Koкойла, Карелия, часовня Святой Варвары (начало XVIII века)



Яндомозеро, Карелия, церковь Св. Варвары Великомученицы (1650)



Ковда, Мурманская область, церковь Святого Николая (1651)



Лядины, Архангельская область, Церковь Св. Покрова Пресвятой Богородицы (1761)



Красная Ляга, Архангельская область, церковь Святого Михаила (1655)



Внутри этой церкви



Ратоноволок, Архангельская область, церковь Св. Петра и Павла (1722, рухнула церковь Св. Николая (1727)



Кимжа, Архангельская область, церковь Богородицы Одигитрии (1763)



Изма, Архангельская область, Церковь Спаса Преображения (1679)



Бережная Дуброва, Архангельская область, церковь Святого Николая (1678)



Шелоховская, Архангельская область, церковь Михаила Архангела (1715)



Подпорожье, Архангельская область, церковь Св. Владимира (1757)



Пияла, Архангельская область, церковь Вознесения (1651)



Тульгас, Архангельская область, Церковь Св. Блейза (начало XVIII века)


Источник:
http://ttolk.ru/?p=14900

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
doc_chaev
Jul. 19th, 2015 03:23 pm (UTC)
Как это объяснить, когда старинные церкви, шедевры, разрушаются, а вокруг спешно лепят безвкусные новоделы?
slavynka88
Jul. 19th, 2015 03:47 pm (UTC)
Вот это мне тоже не понять. Сколько уже было разрушено! И не только временем. Самое обидное - когда разрушают старый храм, и на этом месте возводят новодел. А ведь можно было бы отреставрировать.
tblkba
Jul. 19th, 2015 04:45 pm (UTC)
Вот только-только из тех мест )
Архангельская область. Лядины, Красная Ляга итд.

Всё это невообразимо далеко от того же Архангельска и даже, например, от Каргополя. Да и сам Каргополь - это 80 км от Няндомы (ж/д узел).
Это всё часы и часы и часы на ПАЗике.
Там никто практически не живёт, как таковое местное население отсутствует.
Церкви-то строились, когда там было по 600 дворов, а сейчас от силы 20-50 человек сильно пожилых людей.
Строения, да, стоят на федеральном балансе, числятся за музеем, средства выделяются. Но это ж надо искать желающих реставраторов, а где ж их взять.... Не так много энтузиастов.
Однако в целом, могу сказать, что вопросом занимаются, но всё продвигается страшно медленно, в силу чисто даже логистических проблем - бригада должна где-то жить, что-то есть, как-то передвигаться... А в тех условиях это не так-то просто организовать.
Это на фотографиях всё так мило, а на самом деле - там вокруг поля поля поля и поля..
slavynka88
Jul. 19th, 2015 05:00 pm (UTC)
СпасиБо Вам за информацию, как говорится, из первых уст!
Да, к сожалению, энтузиастов найти очень сложно. Церкви строились, когда там жили люди, а сейчас никого практически не осталось. Это одна из главных проблем. Сложностей много. Но все же очень будет обидно, если такую красоту не сумеем сохранить.
tblkba
Jul. 19th, 2015 05:12 pm (UTC)
Тут ещё такой момент, что даже если восстановить - прихода не будет.
Там служат, но чуть ли не раза два в год.
Прихода там нет и, скорее всего, не будет....

И на экскурсии не поедет особо никто - очень далеко и неудобно.
slavynka88
Jul. 19th, 2015 05:17 pm (UTC)
Да, прихода нет, населения нет. Очень жаль...
Но хотя бы ради сохранения этого наследия стоит восстанавливать.
tblkba
Jul. 19th, 2015 05:25 pm (UTC)
Вы знаете... население там по большей части вообще НЕ понимало, НА ЧТО тут можно вообще СМОТРЕТЬ и вся эта идея реставрации... она там как-то не вполне понятна ЛЮДЯМ.
slavynka88
Jul. 19th, 2015 05:45 pm (UTC)
Да уж... Странно... И даже то, что это 17 и 18 век, их не трогает?
tblkba
Jul. 19th, 2015 05:52 pm (UTC)
Ну так )
nngan
Jul. 19th, 2015 04:08 pm (UTC)
В таком же состоянии даже советские захоронения (ф.2). Демонстрация полной несовместимости режима с понятием "память", с любой памятью. А разрушенное наследие оставляет самое гнетущее впечатление.
slavynka88
Jul. 19th, 2015 05:13 pm (UTC)
Память у них коротка: что было до 1917 года - они ничего не помнят.
Но, вроде бы, как храмы очень медленно, но восстанавливаются. Мне сообщили, кто только что буквально из тех мест.
nngan
Jul. 19th, 2015 06:33 pm (UTC)
Слегка ободряет. Ведь даже у такого безобразия должен быть какой-то порог.
slavynka88
Jul. 20th, 2015 04:31 pm (UTC)
Да уж... Делается, но медленно...
tblkba
Jul. 19th, 2015 04:44 pm (UTC)
Вот только-только из тех мест )
Архангельская область. Лядины, Красная Ляга итд.

Всё это невообразимо далеко от того же Архангельска и даже, например, от Каргополя. Да и сам Каргополь - это 80 км от Няндомы (ж/д узел).
Это всё часы и часы и часы на ПАЗике.
Там никто практически не живёт, как таковое местное население отсутствует.
Церкви-то строились, когда там было по 600 дворов, а сейчас от силы 20-50 человек сильно пожилых людей.
Строения, да, стоят на федеральном балансе, числятся за музеем, средства выделяются. Но это ж надо искать желающих реставраторов, а где ж их взять.... Не так много энтузиастов.
Однако в целом, могу сказать, что вопросом занимаются, но всё продвигается страшно медленно, в силу чисто даже логистических проблем - бригада должна где-то жить, что-то есть, как-то передвигаться... А в тех условиях это не так-то просто организовать.
Это на фотографиях всё так мило, а на самом деле - там вокруг поля поля поля и поля..
tblkba
Jul. 19th, 2015 04:47 pm (UTC)
Вот, например, т.н. "небеса" на фотографии из Лядин - они восстановлены.
Их привезли, отреставрировали, подняли, закрепили.
Нет, что-то делается.
Даже удивительно, что делается )
slavynka88
Jul. 19th, 2015 05:01 pm (UTC)
Слава Богу, что делается! Это хорошая новость! Не может не радовать:)
tblkba
Jul. 19th, 2015 04:49 pm (UTC)
Как очевидец, я бы даже сказала, что они не умирают, а, наоборот, воскресают, но очень и очень медленно ))
slavynka88
Jul. 19th, 2015 05:03 pm (UTC)
Успеть бы спасти оставшиеся церкви. Но лучше так, чем вообще бы про них забыли.
tblkba
Jul. 19th, 2015 05:16 pm (UTC)
Про них не забыли. И это абсолютно достоверная информация )

slavynka88
Jul. 19th, 2015 05:18 pm (UTC)
СпасиБо! Отрадно осознавать, что не все так плохо.
svetlyachok_vtk
Jul. 19th, 2015 05:12 pm (UTC)
Очень больно и горько осознавать, что такая красота погибает.
slavynka88
Jul. 19th, 2015 05:20 pm (UTC)
Да, Вы правы. Очень жаль, если это богатство не сохранится.
Но, вроде бы, что-то делается, пусть и медленно, но делается.
skazo4nik1943
Jul. 20th, 2015 02:56 am (UTC)
Вот, Англичанин малаца! Памятник ему при жизни, за сохранённую Русскую память!
slavynka88
Jul. 20th, 2015 04:30 pm (UTC)
Да, это замечательно, что он составил каталог с описанием этих церквей.
Осталось почти дело за малым - все их отреставрировать.
livejournal
Jul. 20th, 2015 04:28 am (UTC)
Россия сегодня - это Русский мир? Или уже Русская весна?
Пользователь sergey_verevkin сослался на вашу запись в своей записи «Россия сегодня - это Русский мир? Или уже Русская весна? Или что?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Умирающие церкви Севера России [...]
generalporuchik
Jul. 24th, 2015 07:12 am (UTC)
Менять, надо менять... Тех людей, которые выбрали совсем не тот "вектор развития". Не к югу нужно стремиться, не в "Крымнаш", месту удовольствий и бездельничанья, а на исконный Русский Север.
slavynka88
Jul. 24th, 2015 03:15 pm (UTC)
Абсолютно с Вами согласна, Николай!
Русский Север нужно возрождать.
livejournal
Aug. 2nd, 2015 03:48 pm (UTC)
Христиане скороспелый ... не смелые?
Пользователь sudenko сослался на вашу запись в своей записи «Христиане скороспелый ... не смелые?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Умирающие церкви Севера России [...]
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

slavynka88
slavynka88

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com