slavynka88 (slavynka88) wrote,
slavynka88
slavynka88

Category:

Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143

Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Государыни Императрицы Александры Федоровны



На вагонах также значился вензель “АО” и полное название состава.


В ноябре 1914 года в железнодорожной истории Царского Села открылась новая страница. Сложная обстановка на фронте и внутри страны.
На Императорский путь тоже легла нагрузка по приему раненых и распределению их по многочисленным медицинским учреждениям Царского Села и округи. В связи с участием России в Первой мировой войне (в то время этого названия, конечно, еще не было) сформировали новое военное подразделение – Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143.
Поезд был необычным — ему покровительствовала Императрица Александра Федоровна. Официально он назывался: «Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны».
Поезд был сформирован в начале ноября 1914 года и по сообщению газеты «Правительственный вестник» в номере от 14 ноября был «освящён 13 ноября в присутствии Императрицы».
В одном из своих дневников В.Гедройц записала: «Так с первых же дней началась подготовка санитарных поездов имени Императрицы и Великих Княжон, которые должны были привозить раненых прямым маршрутом в Царское с позиций. Поезда были обставлены просто, но всем необходимым снабжены; благодаря быстрой и целесообразной доставке раненых для операций спасли жизнь не одному из этих страдальцев. Все придворные автомобили и экипажи были отданы для перевозки раненых».

По воспоминаниям сына полковника Ломана - Юрия Дмитриевича — «Военно-санитарный поезд...состоял из 21 пульмановского вагона. При это всего десять вагонов оборудовали для приёма раненых и больных, а остальные имели вспомогательное значение. Он был необычайно комфортабелен; синие вагоны с белыми крышами выглядели очень нарядно. Правда, после налёта австрийской авиации крыши были перекрашены в защитный цвет.
12 марта состоялся полный смотр поезда. Во главе смотровой комиссии состоял начальник Головного эвакопункта Философов, который в своём рапорте констатировал: «Поезд оборудован по последнему слову техники и науки, содержится в безукоризненной чистоте и образцовом порядке".
Фотографии внешнего и внутреннего убранства поезда хранятся в фондах Военно-медицинского музея в Санкт-Петербурге. Там же можно видеть красочно оформленные юбилейные приказы по случаю годовщины со дня сформирования поезда. Канцелярия поезда находилась постоянно в Царском Селе, и все приказы и распоряжения печатались на фирменных бланках.
Поезд доставлял раненых и больных в тыл из районов боевых действий. И поскольку ему покровительствовала Императрица, все действия обслуживающего персонала согласовывались с ней. В том числе и кадровые изменения совершались с сё «личного соизволения».
Императрица своим уполномоченным по поезду № 143 назначила Дмитрия Николаевича Ломана. Он занимался формированием поезда и отвечал за всю его работу. В 1916 году у полковника гвардии Ломана (этот очередной воинский чип был ему присвоен в 1913 году) было ещё несколько ответственных должностей: штаб-офицер для особых поручений при Дворцовом коменданте, ктитор Феодоровского Государева собора, начальник Царскосельского лазарета № 17 Великих княжен Марии и Анастасии, и ещё он нёс обязанности наблюдающего за командой санитаров и за внутренним порядком в Серафимовском убежище-лазарете № 9. Вдобавок к этому в конце 1916 года «высочайшим» приказом Д. Н. Ломан был назначен состоящим при министре Императорского двора...
1. Комендантом поезда был очень богатый человек, имевший горчичные заводы в городе Сарепта - Александр Васильевич Bopoнин. Вероятно, это было сделано затем, чтобы комендант не воровал лекарства, пищу и другие, не менее соблазнительные товары.
2. Поезд № 143 был сформирован на Санкт-Петербургском Александровском заводе на средства действительного статского советника Александра Николаевича Заусайлова.
3. Старшим врачом поезда был назначен Андрей Александрович Авдуевский, младшими врачами - Виктор Гейслер и Константин Предтеченский. Позднее они были заменены врачами-хирургами А. А. Синозерским и А. М. Муравьёвым.



Полковник Д. Н. Ломан


Подразделение было отчасти элитарным. Неудивительно, что Ломан-старший определил туда своего сына Юрия Дмитриевича. Он вспоминал о том, в какую форму обряжали персонал состава: “Я носил солдатскую форму и погоны с ефрейторской нашивкой. На погонах был вензель, состоящий из букв “АО”, ниже вензеля шли четыре буквы ЦВСП, а еще ниже цифра 143. Это означало: царскосельский военно-санитарный поезд № 143 имени императрицы Александры Федоровны”.
О быте царских санитаров можно судить по сохранившимся до наших дней приказам:
“Сегодня в вагоне № 1 в 8 часов вечера священником поезда В.В.Кузьминским будет отслужена всенощная, а завтра в день рождения Его Императорского Величества в том же вагоне в 9 час. утра будет совершена божественная литургия, по окончании благодарственный молебен. На богослужении присутствовать всему персоналу и всем свободным от службы нижним чинам поезда”.
“Сегодня после разгрузки раненых поезд будет подан к платформе Воздухоплавательного парка для дезинфекции”.
“Завтра, 28 мая в 1 час 50 мин. дня поезд отойдет от Николаевского вокзала в 32-ю поездку по направлению Москва – Курск – Конотоп – Киев – Шепетовка. Всему персоналу поезда собраться к 12 часам дня”.
“Сданных на ст. Киев 434 раненых нижних чина исключить с довольствия поезда с 5-го сего июня”.
“Сегодня в пять часов дня поезд осчастливила своим посещением Ее Императорское Величество Государыня Императрица Мария Федоровна, соизволив обойти вагоны, где удостоила милостивой беседы раненых г. г. офицеров и нижних чинов”.
Санитаром в царскосельском поезде № 143 служил знаменитый русский поэт Сергей Есенин.

Д.Н. Ломан выписал Есенину удостоверение:

Удостоверение
Дано сие крестьянину Рязанской губернии и уезда Кузьминской волости села Константинова Сергею Александровичу Есенину в том, что он, согласно уведомлению Мобилизационного Отдели Главного управления Генерального Штаба от 11 февраля с. г. за № 9110 с Высочайшего соизволения назначен санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны, а потому прошу направить Есенина в г. Царское Село в мое распоряжение.
Уполномоченный Ея Величества по поезду
полковник Ломан.
900/556
апреля 5 - 1916. г. Царское Село

16 апреля Сергей Есенин был откомандирован в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143. Об этом полковника Ломана уведомил исполняющий обязанности начальника Резерва санитаров капитан Субботин: «...одновременно с сим в распоряжение поезда командирован санитар Сергей Есенин (личный знак № 9999), и просит о времени его прибытия уведомить. Документы санитару Есенину выданы на руки».
Утром 20 апреля Есенин выехал из Петрограда в Царское Село, и с этого дня началась его военная служба. Через несколько дней фамилия поэта была названа в приказе в числе лиц, зачисленных в поезд, и Есенин поступил в распоряжение полковника гвардии Д. Н. Ломана.
Работа санитаров была не из лёгких: в их обязанности входила переноска тяжело раненых и больных на носилках, размещение их в вагонах, погрузка и выгрузка имущества, получение продуктов, раздача пищи, поддержание чистоты и порядка в вагонах и другие работы.
Почти каждый день поездки был отмечен приказами по поезду. В основном они касаются перемещений раненых и больных, — одни принимались в поезд и зачислялись на довольствие, другие высаживались в городах по ходу движения и снимались с довольствия.

На станции Синельниково 5 мая появился приказ № 126:
2. Сегодня в вагоне № 1 в 8 час. вечера священником поезда О. В. Кузьминским будет отслужена Всенощная, а завтра в день рождения Его Императорского Величества в том же вагоне в 9 час. утра будет совершена Божественная литургия, по окончании благодарственный молебен.На богослужении присутствовать всему персоналу и всем свободным от службы нижним чинам поезда.

7 мая поезд прибыл в Киев. Согласно приказу за № 128 команда санитаров, среди которых был, вероятно, и Есенин, была отправлена в Киево-Печерскую лавру на Всенощную.
Далее в этом приказе сообщалось:
Завтра в вагоне № 1 в 9 час. утра священником поезда будет совершена Божественная литургия. Священник поезда Владимир Кузьминский отслужил ещё несколько молебнов и Божественных литургий, в том числе -13 мая в Гомеле и 14 мая - в Орше.

16 мая поезд прибыл в Петроград и после короткой остановки проследовал в Царское Село по специальной «царской» ветке и остановился у Императорского павильона.

Приказ № 137 от 16 мая гласит:
2. Сданных на Императорском павильоне в Царском Селе раненых: 1 офицер и 276 нижних чинов исключить с довольствия поезда с 17-го сего мая.
3. Сегодня после разгрузки раненых поезд будет подан к платформе Воздухоплавательного парка для дезинфекции.

Всего одиннадцать дней поезд находился в Царском Селе. Это время потребовалось для переформирования, дезинфекции поезда и отдыха персонала. 28 мая поезд № 143 отправился в новую поездку.

Приказ за № 148 от 27 мая гласит:
2. Завтра, 28-го мая в 1 час 50 мин. дня поезд отойдёт с Николаевского вокзала в 32-ю поездку по направлению Москва - Курск — Конотоп - Киев - Шепетовка. Всему персоналу поезда собраться к 12 часам дня.

Тем временем, вторая поездка Сергея Есенина в составе военно-санитарного поезда продолжалась. Во время остановок в разных городах всё тот же священник Владимир Кузьминский отслуживал Всенощные и Божественные литургии.

Из Конотопа поезд отправился в Киев. В связи с этим, представляет интерес приказ № 156 от 4 июня:
3. Сданных на ст. Киев 434 раненых нижних чинов исключить с довольствия поезда с 5-го сего июня.
4. Сегодня после разгрузки раненых, поезд будет подан для дезинфекции, а завтра, с Высочайшего соизволения Государыни отправится со ст. Киев на ст. Новоселицы для принятия раненых и эвакуации их в Царское Село.

Из Киева поезд отправился по направлению: Казатин - Жмеринка — Новоселицы. б июня был дан приказ № 158:
2. Ввиду происшедших перемен в команде поезда объявляю распределение санитаров по вагонам:... Вагон № 6: Гречишников, Есенин, Быков и Воронин.
На обратном пути, 9 июня в Киеве, в поезде побывала вдовствующая Императрица Мария Феодоровна (мать Николая II). Этим днём датирован приказ № 161:
2. Сегодня в пять часов дня поезд осчастливила своим посещением Ея Императорское Величество Государыня Императрица Мария Феодоровна, соизволив обойти вагоны, где удостоила милостивой беседой раненых г. г. офицеров и нижних чинов.
3. Сданных на ст. Киев раненых: 4 офицеров и 24 нижних чина исключить с довольствия поезда с 10 сего июня.
Согласно параграфам 4 и 5 этого приказа, па станции Жмеринка были сданы «четыре раненых нижних чина» и в Киеве приняты и поставлены на довольствие 102 раненых «нижних чина». 12 июня поезд № 143 прибыл в Петроград, и на другой день был в Царском Селе.

Это была вторая и последняя поездка Есенина к линии фронта. Сохранилась фотография личного состава поезда, где на переднем плане полулежит Сергей Есенин в военной форме санитара.



По центру, между сёстрами милосердия, - священник этого поезда протоиерей Владимир Кузьминский (служил и в л.-гв. 1-м стрелковом полку) На переднем плане Сергей Есенин (помечен крестом)

Этот снимок сделал штатный фотограф поезда, доброволец Александр Функ. В штате поезда, кроме него, числились: артист и чтец В.В. Сладкопевцев, художник Г.И. Нарбут, архитектор-художник И.А. Шарлемань, сын Распутина Дмитрий Новых-Распутин, жена действительного статского советника А. Н. Заусайлова. Кстати, во время первой поездки Есенина, в поезде одной из сестёр милосердия была Анна Вырубова. В конце 1916 года в санитары был зачислен художник К.С. Петров-Водкин, но по каким-то неизвестным причинам служить ему не пришлось.
Поезд № 143 прибыл в Царское Село по специальной "царской" железнодорожной ветке. Она заканчивалась неподалеку от казарм Сводного полка и Феодоровского городка. У этого вокзала останавливался Императорский поезд, сюда приходили военно-санитарные поезда. Здесь неоднократно бывал Сергей Есенин.
Вот что вспоминает его старшая сестра Екатерина Есенина: «В армии он ездил на фронт с санитарным поездом, и его обязанностью было записывать имена и фамилии раненых. Много тяжелых и смешных случаев с ранеными рассказал он. Ему приходилось бывать в операционной. Он говорил об операции одного офицера, которому отнимали обе ноги. Сергей рассказывал, что это был красивый и совсем молодой офицер. Под наркозом он пел «Дремлют плакучие ивы». Проснулся он калекой..."

Ю.Д. ЛОМАН

Источник: http://www.nashaepoha.ru/?page=obj13951&lang=1&id=6188

Tags: Романовы, Россия, Царская Семья, монархия, русская история, русский быт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments