?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Боян русского Харбина"

20.06.1889 (н.ст.) родился Арсений Несмелов -  русский поэт, прозаик, журналист, активный участник антисоветского и национального движения.

Nesmelov.jpg

Прошел обучение во Втором Московском и Нижегородском Аракчеевском кадетских корпусах. В звании офицера, поручика Царской армии провел свою молодость в окопах Первой Мировой войны, затем -- в Белой Гвардии, в войсках адмирала Колчака, затем -- Дальневосточной республики. Участвовал в Ледяном походе. После поражения ДВР и установления советской власти на Дальнем Востоке жил во Владивостоке под надзором ОГПУ без права выезда; в 1924 году, вовремя узнав о готовившихся новой властью расправах над бывшими белогвардейцами, бежал из Владивостока вместе с тремя друзьями. Через глухую тайгу, через советско-китайскую границу и кишевшие бандитами гаоляновые джунгли четыре беглеца чудом сумели добраться до Харбина -- главного дальневосточного центра Русской Эмиграции.
Печататься начал еще до революции, но в эмиграции поэтический талант Несмелова вспыхнул с особенной силой;  он стал одним из лучших русских дальневосточных поэтов, "Бояном русского Харбина", как прозвали его в эмигрантских литературных кругах. Его произведеня печатали не только в изданиях русской эмиграции в Китае, но и в Европе. До 1945 года проживал в Харбине. Член РФП. Автор сборников «Стихи» (1921), «Уступы» (1924), «Кровавый отблеск» (1929), «Без России» (1931), «Только такие» (1936), «Полустанок» (1938), «Белая Флотилия» (1942), нескольких поэм, одна из них называлась "Георгий Семена" (1936), а также ряда произведений в прозе. Поэзия Арсения Несмелова была известна уже в 1920-е годы, её высоко ценили Борис Пастернак, Марина Цветаева, Николай Асеев, Леонид Мартынов, Сергей Марков, Валерий Перелешин и др.
Однако  вынесенный ему большевистским режимом приговор, хотя и "с опозданием на 21 год", но все-таки настиг поэта: после вступления советских войск в Харбин в августе 1945 г. Несмелов был арестован и переправлен в Советский Союз, где примерно через месяц, в тюремной камере в Гродекове (близ Владивостока), оборвалась его жизнь.
 

Пели добровольцы. Пыльные теплушки
Ринулись на запад в стукоте колес.
С бронзовой платформы выглянули пушки.
Натиск и победа! или -- под откос.
Вот и Камышлово. Красных отогнали.
К Екатеринбургу нас помчит заря:
Там наш Император. Мы уже мечтали
Об овобожденьи Русского Царя.
Сократились версты, -- меньше перегона
Оставалось мчаться до тебя, Урал.
На его предгорьях, на холмах зеленых
Молодой, успешный бой отгрохотал.
И опять победа. Загоняем туже
Красные отряды в тесное кольцо.
Почему ж нет песен, братья, почему же
У гонца из штаба мертвое лицо?
Почему рыдает седоусый воин?
В каждом сердце -- словно всех пожарищ гарь.
В Екатеринбурге, никни головою,
Мучеником умер кроткий Государь.
Замирают речи, замирает слово,
В ужасе бескрайнем поднялись глаза.
Это было, братья, как удар громовый,
Этого удара позабыть нельзя.
Вышел седоусый офицер. Большие
Поднял руки к небу, обратился к нам:
-- Да, Царя не стало, но жива Россия,
Родина Россия остается нам.
И к победам новым он призвал солдата,
За хребтом Уральским вздыбилась война.
С каждой годовщиной удаленней дата;
Чем она далече, тем страшней она.

Арсений Несмелов
 

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
duchesselisa
Jun. 19th, 2011 02:20 pm (UTC)
нравятся мне его стихи, еще один поэт, который до сих пор за бортом школьной программы(
slavynka88
Jun. 19th, 2011 02:25 pm (UTC)
Я тоже очень люблю стихи Арсения Несмелова. Это один из любимых мною поэтов.
Да, жаль, что и он не вошел в школьную программу. Вообще, нужно, чтобы в школе изучался целый раздел "Поэзия и проза Русского Зарубежья (20 век)".
duchesselisa
Jun. 19th, 2011 02:28 pm (UTC)
конечно, обязательно нужно!
slavynka88
Jun. 19th, 2011 02:30 pm (UTC)
Дай Бог, чтобы в новой возрожденной России так и было.
drakonit
Jun. 19th, 2011 02:57 pm (UTC)
Вечная ему память - русскому воину-патриоту и великому поэту. Вот кого надо изучать в школе, а не коммунячьих вшей Бедного да Маяковского.
slavynka88
Jun. 19th, 2011 03:07 pm (UTC)
Вечная Память!
Да, Вы правы. И, действительно, кого изучают сейчас в школе - это просто кошмар!
alonna_bud
Jun. 22nd, 2011 11:24 am (UTC)
Бедного вышвырнули из программы вместе с Чернышевским ещё в 91-м ) А о Маяковском поспорю. Он был патриот. И о его убеждениях, по большому счету, спорят до сих пор - такой ли уж коммунист он был?
Не уверена, что воспроизведу его "лесенку", но стихи запомнились:

Землю, где воздух как сладкий морс,
Бросишь и мчишь, колеся.
Но землю, с которою вместе мерз,
Вовек позабыть нельзя.
slavynka88
Jun. 22nd, 2011 11:47 am (UTC)
Информация о Маяковском, действительно, противоречива. Одни считают, что он искренее был предан революции, но, впоследствии, разочаровался в том, во что так верил, это и повлекло за собой такую ужасную его кончину. Другие считают, что он выполнял всего лишь социальный заказ, а в душе так и не принял революцию. А Иван Бунин всерьез его вообще не воспринимал.
k_markarian
Jun. 19th, 2011 03:33 pm (UTC)
Хорошие стихи!
slavynka88
Jun. 20th, 2011 12:50 am (UTC)
Благодарю Вас!
Да, это великий поэт!
knyaz_myshkin
Jun. 19th, 2011 06:54 pm (UTC)
Воистину
"С каждой годовщиной удаленней дата;
Чем она далече, тем страшней она."
slavynka88
Jun. 20th, 2011 12:51 am (UTC)
Re: Воистину
Да, очень сильно сказано!
generalporuchik
Jun. 20th, 2011 09:22 am (UTC)
Re: Воистину
До боли знакомая топонимика, исключая, разумеется, Харбин. Яркая личность, одна оценка Леонида Мартынова о чём-то говорит.
slavynka88
Jun. 20th, 2011 10:12 am (UTC)
Re: Воистину
Да, известный сибирский поэт Леонид Мартынов высоко ценил творчество Арсения Немелова.
pq_starlei
Jun. 20th, 2011 02:46 pm (UTC)
Спасибо за статью, за стихи...
Сколько ещё их, почти неизвестных в большинстве своём нам даже сейчас, русских скитальцев, согнанных с родной земли краснопузой мразью!.. Почаще надо вспоминать о них, почаще читать их стихи и прозу, читать их воспоминания о былой жизни, о пережитом, о выстраданном... Без всего этого немыслим русский человек!


"С каждой годовщиной удаленней дата;
Чем она далече, тем страшней она."


Какие простые и сильные слова! Спаси Господь Вас за эту замечательную публикацию!
slavynka88
Jun. 21st, 2011 10:00 am (UTC)
Re: Спасибо за статью, за стихи...
Вы правы. А ведь по сути это были лучшие люди нации. К сожаленью, сейчас мало о них вспоминают. Наша задача - по мере сил возродить всё то, что когда-то было предано забвению. Это и есть часть нашей настоящей русской истории и культуры. И как точно Вами сказано: "Без всего этого немыслим русский человек!"
Спаси Вас Господь!



ictoruljevich08
Jun. 20th, 2011 04:51 pm (UTC)
Очень люблю Несмелова.
Спасибо за память.

slavynka88
Jun. 21st, 2011 10:03 am (UTC)
Это тоже один из любимых мною поэтов.
Благодарю Вас за отзыв! И картина прекрасна! СпасиБо!
alonna_bud
Jun. 22nd, 2011 11:21 am (UTC)
Талант, конечно. Добавить нечего.

Славянка, у вас несколько постов подряд посвящены, в общем-то, эмигрантам и тем, кто "не считал СССР своей родиной". Жаль этих людей, по-настоящему. И вместе с тем... не знаю, я вспоминаю фразу, которую очень любит А.Н. Савельев, хотя уверяет, что ей уже больше ста лет: не надо путать Родину с начальством. Родина одна, как бы она ни называлась.
Можно возразить, что им угрожала постоянная опасность расправы. Но ведь не тронули, например, И. Павлова, великого русского физиолога, первого нобелевского лауреата. Служили в советской уже армии братья Нахичеванские. Уж их вряд ли можно заподозрить в симпатиях мировому сионизму. Брусилов, Поливанов, Слащев... это те, кого вспомнила навскидку.
Кому действительно "повезло" считаться по умолчанию врагом наступившей власти - это Романовым... Были бы в.к. Николай Михайлович или К.Р. хотя бы Шереметевыми или Голицыными, оставили бы одного в живых, другого - в хрестоматиях по литературе. Но ведь всякая власть в первую очередь избавляется от потенциальных врагов. Помню, в школе ещё нам рассказывали, что самая большая ошибка "Парижской Коммуны" (сохраняю транскрипцию учебника) была как раз в том, что они дали полную свободу своим противникам, не закрыли ни одну газету и пр. Оттуда ведь появилось понятие "пятая колонна".
Меня как-то упрекнули, что у меня каша в голове. Это не у меня каша в голове, это реальная жизнь не укладывается в догмы. Любые.
slavynka88
Jun. 22nd, 2011 11:41 am (UTC)
Да, Вы правы, что "реальная жизнь не укладывается в догмы". И в нашей русской истории все далеко не однозначно. Образно говоря, мы привыкли разделять на белое и черное, но порой существуют и полутона.
Вообще, действительно, мне очень жаль всех русских людей, как эмигрантов, так и живших в СССР при большевизме. Эмигранты - без дома, без флага, без Родины (одним словом, вечные скитальцы), т.к. на Родине их никто не ждал. А те, кто остались, жили в постоянном страхе. А кого не тронули, по сути были величинами мирового масштаба.
Как то читала воспоминания княгини Урусовой "Плач по Святой Руси". Она прожила в СССР до 1945 года. И все эти годы испытывала на себе гонения за свое княжеское происхождение и за то, что верила в Бога. Трое ее сыновей были замучены в лагерях.
elsa555
Jun. 27th, 2011 11:12 am (UTC)
очень сильные строки у него!
slavynka88
Jun. 27th, 2011 12:04 pm (UTC)
Да, Арсений Несмелов - замечательный русский поэт!
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

slavynka88
slavynka88

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com