?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Огромную целостную народную культуру старообрядцы привезли на новые земли не на бумаге, не в книгах, а в памяти, в сердце. И не только песни, сказки, молитвы, но и массу крупных и малых привычек, обычаев, знаний, которые - все вместе совокупно - и создали заново Русский Мир".

В.С. Бахтин


 


Русская старообрядческая диаспора - самый старый исторически сложившийся пласт современного дальнего (и ближнего) русского зарубежья , сохранивший древнерусское наследие и устойчивый перед лицом иноязычного и инокультурного окружения вот уже на протяжении более чем 300 лет. В подавляющей своей массе они не ассимилированы, активно сохраняют и развивают самобытность. 
После революции 1917 г. началась старообрядческая эмиграция из России. В ней отчетливо прослеживаются 2 периода - Гражданской войны и 1920-х -1930-х годов. 

В первый пореволюционный период из России в Европу выехали представители торгово-промышленно-финансовой буржуазии и одновременно известнейшие российские меценаты, благотворители и собиратели древнерусской иконописи - выходцы из знаменитых старообрядческих родов (Владимир Павлович, Павел Павлович и Степан Павлович Рябушинские, Дмитрий Васильевич и Василий Васильевич Сироткины, Сергей Николаевич Третьяков и др. ). 

 

За рубежом одни из них занялись политикой в рамках Российского финансово-промышленно-торгового союза, другие - бизнесом, но внутренне практически все они были неразрывно связаны с Россией, ее культурой и древлеправославной верой. Эмигрировавший в Сербию, Д.В.Сироткин не переставал интересоваться старообрядческой церковью, оказывал материальную помощь старообрядцам, беженцам в Румынии. 
Его родной брат В.В.Сироткин, уехавший в Америку и сохранивший "деловую жилку", в то же время уделял серьезное внимание старообрядчеству и читал о нем в Нью-Йорке публичные лекции. Во время голода в Поволжье в 1921 г. Российскому финансово-промышленно-торговому союзу (среди членов которого было не мало старообрядцев) принадлежала инициатива организации в эмиграции комитетов помощи голодающим. 

Особо стоит отметить деятельность В.П.Рябушинского - автора книги "Старообрядчество и русское религиозное чувство", работы "Русский хозяин" (уникальный опыт осмысления особенностей русского предпринимателя). В 1926 г. он организовал в Париже общество "Икона", которое ставило своей целью приобщение западноевропейцев к русской иконописи. 

Во второй период (1920-е - 1930-е гг.) старообрядцы начали осваивать Китай. В 1920-е гг. десятки старообрядческих семей (поповцы), не принявших коллективизацию, ушли с Алтая в Синьцзян. А во второй половине 1930-х гг. - из Приамурья и Приморья в Маньчжурию переселились беспоповцы, где осели вблизи Харбина, в районе Трехречья. Там они рестьянствовали, разводили скот, занимались пчеловодством. Материально их поддержало Бюро эмигрантов. Старообрядческие эмигранты 1930-х гг. основали целый ряд поселений: Романовку (осн. в 1936 г.), Массаловку (Чипигу), Медяну, Коломбо, Силинхэ и др. Сюда стали стекаться старообрядцы со всей Маньчжурии и Синьцзяна. К лету 1945 г. в Романовке насчитывалось 45 дворов - 200 жителей. 

22 июля 1940 г. на собрании епископов и священннослужителей белокриницкой иерархии в Славском монастыре было постановлено рукоположить на Маньчжурскую старообрядческую епархию Т.Д.Качалкина, которого еще пять лет назад маньчжурские старообрядцы избрали кандидатом в епископы. 

Постриженный в иноки с именем Тихона, он был рукоположен в епископы митрополитом Силуяном и епископом Иннокентием 25 августа 1940 г. в селе Камень (Добруджа). 

После прихода в августе 1945 года советских войск в Маньчжурию многие мужчины - старообрядцы были высланы в Сибирь, а их хозяйства раскулачены. Старообрядцам пришлось рассеяться по всей Маньчжурии; некоторые вернулись на родину (проживают сейчас в Солнечном районе Хабаровского края). 

А после победы в Китае коммунистов в 1949 году русским старообрядцам предложили покинуть страну. Они переселились в Гонконг, а затем в 1958 г. при помощи ООН - в США, Аргентину, Парагвай, Чили и Бразилию и Австралию. 
В Бразилии в 200 милях от Сан-Паулу, в Куритибе старообрядцы получили 6 тыс. акров земли. 
В 1960 г. не сумев адаптироваться в Бразилии старообрядцы при поддержке Толстовского фонда и министра юстиции Р.Кеннеди перебрались в США (штат Нью-Джерси). В 1963 г. туда переехала часть староверов-"турчан" из Румынии. Первоначально 5000 старообрядцев расселили в районе Паттерсона и Лейквуда. 

Работая по найму, часть из них стала быстро ассимилироваться, а другие начали посещать православную церковь. Другие, стремясь сохранить древлеправославное благочестие, двинулись в путь на северо-запад США в штат Орегон. С 1964 г. старообрядцы-"харбинцы", "синьцзянцы" и "турчане" поселились в долине Уильямет близ Вудберна, по соседству с возникшей в 1952 г. сельскохозяйственной колонией молокан-прыгунов. Однако и здесь старообрядческая молодежь стала быстро охладевать к соблюдению строгих традиций. 

Тогда по совету Толстовского фонда группа староверов переселилась в леса Аляски. В 1967 г. их инициативной группой за 14.000 $ у штата был куплена одна квадратная миля в лесах Кенайского полуострова. В 1968 г. сюда начали переселяться староверы из Орегона, потомки "харбинцев". К началу 1970-х гг. на Аляске была построена деревня Николаевка (в 1970-х гг. в ней проживало 60 семейств - 400 человек). 

Старообрядцы основали "Русскую морскую компанию" и наладили производство дизельных рыболовецких катеров; занимались рыболовецким промыслом в океане. Верфь в Николаевке выпускала 13-15 катеров в год (стоимостью 150 тыс. $ каждый). В 1983 г. в Николаевке была открыта государственная школа, преподавание в которой ведется на английском и русском языках. 

В 1980-х гг. несколько членов общины во главе с Кондратием Фефеловым побывали в Румынии и попросили у браиловского митрополита восстановить священство. 

После появления в Николаевке церкви, община раскололась и часть ее жителей образовала две соседние деревни Вознесенка и Малиновка. 
Под влиянием решений поместного собора Русской Православной Церкви в 1971 г. и Собора епископов Русской Православной Церкви за рубежом в 1974 г. целый ряд беспоповских общин в Австралии, США, Латинской Америке и Европе приняли священство и присоединились к Белокриницкой иерархии. 

В 1982 г. приняли священство беспоповцы в австралийском городе Данденонг , переселившиеся туда из Синьцзяня. С помощью верующих из Мельбурна и Сиднея они выстроили церковь. На Аляске также был рукоположен священник для часовенных старообрядцев. 

В 1980-е гг. в Эри (Пенсильвания) старообрядцы-беспоповцы установили контакты с Синодом русских православных епископов за рубежом. 

Большинство членов общины в Эри выступило за восстановление священства, но 25 % отказались и создали отдельный приход поморских беспоповцев. 

Таким образом начался процесс консолидации зарубежных старообрядцев, который продолжается и сегодня. Современная русская старообрядческая диаспора в дальнем зарубежье а сегодняшний день наиболее крупные поселения русских староверов за рубежом находятся в Румынии, США, Польше, Австралии, Болгарии, Канаде. 


Небольшие общины старообрядцев есть в некоторых странах Южной Америки, Монголии. В 1940-х годах Ф.Е.Мельников упоминал о старообрядческом приходе во Франции (Париже). 



 

Румыния. В Румынии проживает основная часть зарубежных старообрядцев. Потомки русских религиозных эмигрантов XVIII вв. являются в Румынии национальным меньшинством и их именуют липованами. По официальной статистике в 1992 г. русских-липован было 39.000 чел. (в 1948 г. - 39.000, в 1956 г. - 39.000, 1961 г. - 40.000, 1966 г. - 39.000 по этнич. самосознанию, в 1977 г. - 21.000 + 11.000 назв. себя липованами, в 1978 г. - 32.000, 1983 г. - 32.000, 1987 г. - 32.000 + 41.000 назвали рус. яз. родным яз. 1992 г. - 39.000). 
Однако по словам председателя Общины русских-липован (обществення этническая организация) Ф.Кирилэ их более 100 тысяч. 
Старообрядческий писатель и полемист Ф.Е.Мельников отмечал в 1940-х гг.: "Это название совершенно случайное. <...> Вернее, наименование это происходит от названия селения Липовень в Буковине, которое старообрядцы заселили впервые в 1669 г. Само собой понятно, что такое совершенно случайное название ничуть не определяет ни верования, ни истории, ни происхождения старообрядчества и поэтому должно быть отброшено и заменено соответствующим титулом. Об этом и просили старообрядцы румынское правительство в 1938 г. в представленной ими мемории". 
Однако, как видно из вышеприведенных данных, в 1977 г. 11 тыс. русских сами назвали себя липованами. 
Старообрядцы в Румынии в основном являются жителями дунайской дельты. Они проживают в уездах Ботошан Сучава, Яссы, Васлуй, Пятры Няну, Бакэу, Галац, Брэила, Тульча, в Бухаресте. В городах Румынии существуют кварталы липован - махалы. В жудеце ( уезде) Тульча в 1977 г. они составляли 11,2 % населения. Проживают они и в северо-западной Добрудже. 
Традиционными видами деятельности липован являются рыболовство и обработка камыша, сельское хозяйство. В области дельты липоване частично перемешались с языково и культурно-близкими украинцами. Среди русских в Румынии есть и потомки казаков-некрасовцев, принадлежащих к Древлеправославной церкви. С 1990 г. они находятся под омоформом епископа Евмения. 
14 января 1990 г. в Бухаресте создан инициативный комитет, который призвал русских-липован Румынии основать общественную этническую организацию - Общину русских-липован. 8 апреля состоялась учредительная конференция Общины, председателем которой был избран д.фил.н. Андрей Иванов, а его заместителем д.фил.н. Федор Кирилэ. Одна из основных целей Общины - консолидация русского меньшинства в Румынии и защита прав его представителей. 

США. В США существуют несколько старообрядческих общин. Самая крупная из них - Орегонская, насчитывавшая в 1992 г. более 6000 человек. Группы староверов, связанные с этой общиной проживают на Аляске (около 1000 человек) и в Канаде (около 500 человек). 
Орегонские староверы освоились в различных областях деятельности: они занимаются сельским хозяйством, приобретением земель, выращиванием плодовых и ягодных культур, корма для скота; работают на фабриках (мужчины-плотниками, женщины - швеями) и бригадами на лесозаготовках. 
Часть из них имеют собственные предприятия, такие как: фирма, занимающаяся выращиванием деревьев на продажу, компания по производству изделий из стекловолокна ("джакузи"), фирма по производству швейных иголок на батарейках (снабжает все магазины фольклорных товаров в США), строительные компании. На Аляске староверы занимаются коммерческим ловом рыбы. 

Польша. На 1989 г. численность русских староообрядцев в Польше составляла около 2600 человек. Большинство из них проживают в трех соседних районах Сувалкского воеводства: Августовском, Сувалкско-Сейненском и на Мазурах. 
Главными центрами являются Габово-Грондская , Сувалкская, Водзиловская и Войновская старообрядческие общины, над которыми духовное и организационное верховенство осуществляет Высший Старообрядческий Совет Польши с местопребыванием в Сувалках. 
В 1990 г. в Сувалкско-Сейненском районе проживало 369 староверов, из которых 190 в Сувалках, а а остальные в 20 населенных пунктах Сувалкского воеводства. 
На 1990 г. этими населенными пунктами были: Шуры, Липина, Лещево, Плотично, Буда Руска, Росохаты Руг, Глушин, Соколово, Сейны, Штабинки, Близна, Щебра, Краснополь, Романцове, Олецко, Голны Вольмера, Гижицко, Элк и Граево. В 1991 г. взносы в приходскую кассу платили старообрядцы из Гуты и Белостока. 
До сих пор старообрядцы в Польше сохранили свое религиозное и культурное своеобразие. В семьях и между собой разговаривают только на русском языке. Русский язык в разговорном диалектном варианте является первым, которому учатся старообрядческие дети. 
Польский язык - второй, не родной, с ограниченной, но очень важной коммуникативной функцией: его используют окказионально при контактах с собеседниками, не принадлежащими к их группе. 
Но в польском языке старообрядцев присутствуют элементы русского говора (межъязыковая интерференция), что отличает его от речи населения северо-восточной Польши. 
Как отмечает польская исследовательница Anna Zielinska, старообрядцы сильно эмоционально связаны с родным языком. Язык и религия дают им чувство сплоченности и своеобразия. 
Сувалкские и августовские старообрядцы часто встречаются, вместе отмечают праздники, но они редко путешествуют в другие области Польши и страны. 

Австралия. Старообрядческие общины в Австралии есть в Сиднее, Мельбурне, Данденонге. Все (за исключением одной) канонически подчинены румынской митрополии. Старообрядческий священник Кирилл Иванов, ныне скончавшийся, создал в Австралии общину московской юрисдикции. При содействии Белокриницкой митрополии и Фонда им. Ф.Е.Мельникова в Австралии (Лидкомб) издается журнал "Церковь"- духовно-просветительный журнал "древлеправославных христиан в рассеянии сущих". 

Болгария. В Болгарии существует два компактных поселения русских некрасовцев: село Казашко около Варны и село Татарицы около Силистры. На 1992 г. в них проживало около 1000 человек , в частности в Татарице в 1990 г. - 600-700 чел. 
Некрасовцы в Болгарии - это специфическая этно-конфессиональная общность, члены которой находятся на одном уровне развития с окружающим болгарским населением, но являются этнически, конфессионально и языково чуждыми. Они говорят на южно-русском диалекте. 
В рамках группы существуют суб-конфессиональные расхождения: в Татарице проживают поповцы, связанные с Беликриницкой иерархией, а в Казашко - беспоповцы. Некрасовцы - болгарские подданные. 
Между поповцами и беспоповцами в Болгарии существует взаимная неприязнь. Из-за конфессиональных различий до сер. ХХ века браки между двумя общинами были запрещены. В результате смешанных браков в Казашко 50 % населения болгары. 
В Татарице более гомогенный состав населения вседствие связей с румынскими старообрядческими поселениями. Отношения с болгарами бесконфликтны. 
Малочисленность некрасовцев, политическая конъюктура последних 45 лет и традиционная симпатия к русским обеспечили им спокойное существование без опытов этнической ассимиляции. 

Маргарита Кононова

Взято с сайта: http://zarubezhje.narod.ru/texts/chss_1146.htm

Фото с сайта: http://www.achababa.ru/Ostrog_Bible.htm


Comments

( 21 comments — Leave a comment )
duchesselisa
Jul. 23rd, 2011 05:09 pm (UTC)
у них какой-то особый, не похожий на наш и очень интересный мир
slavynka88
Jul. 23rd, 2011 05:40 pm (UTC)
Да, поэтому они и живут обособленно. Поражаешься, как удается им сохранить свои традиции на протяжении многих лет, а то и столетий.
(Deleted comment)
slavynka88
Sep. 8th, 2011 06:16 pm (UTC)
Да, это и удивляет. И сколько поколений старообрядцев хранили свои традиции несмотря ни на что (в свое время гонения на них были сильными)
(no subject) - orthodoxy_news - Jul. 23rd, 2011 05:18 pm (UTC) - Expand
rochchin
Jul. 23rd, 2011 06:06 pm (UTC)
Благодарю,очень интерессно! Из всех перечисленных течений старообрядцев,знал хорошо только о казаках-некрасовцах,к-рые
перешли после восстания Булавина в подданство крымских ханов и совершали набеги на приграничные российские земли.

О них более подробно: http://www.djembuka.ru/kazaki/byt.php
slavynka88
Jul. 24th, 2011 06:54 am (UTC)
СпасиБо Вам за отзыв и за ссылку на статью!
В 1912-13 гг. некрасовцам удалось все же переселиться в Россию, некоторые переселились после 1917 года. Но многие, насколько мне известно, отказались от выезда в СССР (хотя и было им разрешено), были приняты США.
slavynka88
Jul. 24th, 2011 06:58 am (UTC)
А как сложилась судьба казаков-некрасовцев в СССР можно прочитать здесь: http://rostov-region.ru/news/item/f00/s02/n0000288/index.shtml
Следующие поколения уже утрачивают свою самобытность и идентичность. Печально все это.
rochchin
Jul. 24th, 2011 07:54 pm (UTC)
Спасибо за статью! Жаль,что самобытная история этих людей так обрывается.
slavynka88
Jul. 25th, 2011 03:59 pm (UTC)
Да, очень жаль... Совок сделал свое дело.
Наш Край
Jul. 23rd, 2011 11:46 pm (UTC)
Лучше Бахтина о НЕСЛОМЛЕННЫХ и не скажешь!
slavynka88
Jul. 24th, 2011 06:42 am (UTC)
Да, Вы правы. Вот настоящий пример, подтверждающий как можно несмотря ни на что сохранить свою идентичность.
generalporuchik
Jul. 24th, 2011 10:45 am (UTC)
Вот когда в России началась Гражданская война - с церковного раскола и преследования старообрядцев. Несколько лет назад мне довелось задать об этом вопрос главе старообрядческой церкви в России Корнилию, но на его лице я увидел всего лишь удивление: откуда война, что вы?
Странная позиция патриарха.
slavynka88
Jul. 24th, 2011 01:27 pm (UTC)
Я думаю, если смотреть глубже, то все беды России начались даже не с Петра Первого, а именно с раскола, что впоследствии и привело Россию к 1917 году. Усилия последних императоров Александра Третьего и Николая Второго что-то изменить, к сожаленью, не увенчались успехом. Периоды их царствования лишь отодвинули Россию на некоторое время от страшной катастрофы. При этом политика государства в отношении старообрядцев начала меняться именно при этих императорах. За этот период многие общины старообрядцев смогли вернуться в Россию, а волна обратной эмиграции началась уже после 1917 года.
aspinner
Jul. 30th, 2011 10:25 am (UTC)
спасибо за пост. только вчера обсуждал о том, что идея народа потеряна. что весь свет уехал за рубеж. приглашаю вас как взаимного друга на форум http://forum.btimes.ru , мы как раз тут обсуждаем жизнь наших за рубежом.
slavynka88
Jul. 30th, 2011 11:01 am (UTC)
Благодарю Вас за приглашение! Это на данный момент как никогда актуально.
aspinner
Aug. 10th, 2011 08:28 am (UTC)
Будем держаться вместе )
tatko09
Aug. 4th, 2011 08:56 am (UTC)
Благодарю за внимание к старообрядцам.
Если говорить о сегодняшнем днем, то в связи с массовостью отъезда русских из стран Балтии, назрела необходимость в создании старообрядческих общин в Великобритании и Ирландии. С февраля 2010 в Лондоне действует Древлеправославная поморского согласия община. Для исполнения необходимых треб - крещения и исповеди, нам приходится пока приглашать духовных отцов из Латвии и Литвы. Собственного молитвенного дома еще нет, для богослужений снимаем помещения.
Но живет верой, что все с Божьем помощью у нас будет. Главное, чтобы наши братья и сестры по Вере не забывали о своих корнях.
slavynka88
Aug. 4th, 2011 11:16 am (UTC)
Спаси Христос за отзыв!
Да, Вы правы, о своих корнях нельзя забывать, где бы мы ни жили. Это замечательно, что в Лондоне существует такая община. Желаю Вам Божией помощи в осуществлении задуманного!
tatko09
Aug. 4th, 2011 12:19 pm (UTC)
Спаси Господи!
(Anonymous)
Jan. 23rd, 2017 12:51 am (UTC)
Смотрела видио фильм про старообрядческое поселение в Канаде.Удивительно красивые люди.Вокруг изумительная чистота и порядок и сами люди аккуратно выглядат.Говорят на старорусском языке,одеваются в национальную русскую одежду.Телевизоров у них нет.Обрабатывают землю,выращивают сельхоз.продукты и полностью себя обеспечивают,занимаются ремёслами и живут в гармонии с природой.Наши проблемы для них чужды.Так и хочется очутиться среди них каким-то чудесным образом и остаться навсегда.Люди живут в радости,чтут браки,уважают друг друга,заботятся друг о друге,а детей учат быть людьми.Разве не этого хочет каждая душа?
slavynka88
Jan. 24th, 2017 02:51 pm (UTC)
Да, полностью с Вами согласна. К сожалению, этого нам очень не хватает.
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

slavynka88
slavynka88

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com