?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Картинка 33 из 73333

Ф.М. Достоевский о русском национализме.

 Вы тревожитесь, чтобы "старший брат в семье" (великорус) не оскорбил как-нибудь сердца младшего брата (татарина или кавказца). Какая, в самом деле, гуманная и полная просвещенного взгляда тревога! Вы напираете на то, что православный великорус не "единственный, хотя и старший сын России". Позвольте, что ж это такое? Русская земля принадлежит русским, одним русским, и есть земля русская, и ни клочка в ней нет татарской земли. Татары, бывшие мучители земли русской, на этой земле пришлецы. Но, усмирив их, отвоевав у них назад свою землю и завоевав их самих, русские не отомстили татарину за двухвековое мучительство, не унизили его, подобно как мусульманин-турка измучил и унизил райю, ничем и прежде его не обидевшего, - а, напротив, дал ему с собой такое полное гражданское равноправие, которого вы, может быть, не встретите в самых цивилизованных землях столь просвещенного, по-вашему, Запада. Даже, может быть, русский мусульманин пользовался иногда и высшими льготами против самого русского, против самого владетеля и хозяина русской земли... Веру татарина никогда тоже не унижал русский, никогда не притеснял и не гнал, и - поверьте, что нигде на Западе и даже в целом мире не найдете вы такой широкой, такой гуманной веротерпимости, как в душе настоящего русского человека.  Поверьте тоже, что скорей уж татарин любит сторониться от русского (именно вследствие своего мусульманства), а не русский от татарина. В этом всякий вас уверит, кто жил подле татар. Тем не менее хозяин земли русской - есть один лишь русский (великорус, малорус, белорус - это всё одно) - и так будет навсегда, и уж если православному русскому придет нужда воевать с мусульманами-турками, то верьте, что никогда русский не позволит кому бы то ни было сказать себе на своей земле veto! Деликатничать же с татарами до такой степени, что бояться сметь обнаружить перед ними самые великодушные и невольные чувства, вовсе никому не обидные, - чувства сострадания к измученному славянину, хотя бы как и к единоверцу, - кроме того, всячески прятать от татарина всё то, что составляет назначение, будущность и, главное, задачу русского, - ведь это есть требование смешное и унизительное для русского... Чем я оскорбляю татарина, что сочувствую моей вере и единоверцам, чем гоню его веру? И чем я виноват, что, в его понятиях, всякая наша война с турками принимает непременно характер вероисповедный? Не может же русский изменить основные понятия всего мусульманства. Вы говорите: "ну, так деликатничай, секретничай, старайся не оскорбить"... Но, позвольте, если уж он так чувствителен, то ведь он, пожалуй, может вдруг оскорбиться и тем, что на той же улице, где стоит его мечеть, стоит и наша православная церковь, - так уж не снести ли ее с места, чтобы он не оскорбился? Ведь не бежать же русскому из своей земли? Не залезть же куда-нибудь под стол, чтоб было не слышно и не видно, из-за того, что в русской земле младший брат-татарин живет!..

Ф.М. Достоевский. Дневник писателя, сентябрь 1876 год 

Взято с сайта: 
http://dugward.ru/library/dostoevskiy/dostoevskiy_dnevnik1876.html

Comments

( 38 comments — Leave a comment )
lat_elenka
Nov. 11th, 2011 05:26 pm (UTC)
да, именно так сейчас обязывают - скрывать свое мнение и не иметь права его иметь - и молчать о православии если не ругать, и молчать, что русский. Да еще и славяне между собой стравливаются (восточные), забывая, что русские и есть.Мы проигрываем все больше духовного пространства. Политкорректность не вспоминают, когда нужно помочь тем же инвалидам, чаще - дать дорогу порокам (геи), иноверцам (у них уж больше прав), и т.д. Как смел Достоевский, теперь такое даже цитировать -риск. Правда, татары теперь в тени - другие больше наглеют. Но из личного опыта - в моем городе очень много татар, мы считаем всех своими без разбора, потому что город весь из приезжих.Костяк - русский (до революции Донецк формировался из рабочих частично с опытом в металлургии, и крестьян бедных - из Курской, Орловской губерний, и , кажется - Тульской. После 45 уже добавились все больше 100 наций. Но это мы, русские, считаем всех своими. А они нас - нет. Помню, как на работе татарка Нурия с пеной у рта оскорбляла Богородицу в Благовещенье, ее так учат относится к нашей вере. И как она, узнав, что по какой-то невероятной случайности парень, который меня пригласил на свиданье - оказался ее двоюродным братом - тут же всех обзвонила, что он с "русской проституткой" встречается, деньги в кафе на нее тратить смеет. Хотя я была юристом , работала всего неделю с ней, и ходила в длинной юбке и с хвостиком, строже татарки. Привела на работу его мать - требовать, чтобы я с ним не встречалась, им не нужна русская невестка в семье. Мама,правда, сказала, что думала встретить нечто другое, а не услужливую девушку в строгой одежде (пока ждете Нурию - чай ...)
lat_elenka
Nov. 11th, 2011 05:31 pm (UTC)
кстати, мой бывший парень покрестился, свои от него отвернулись (богатый клан у них), теперь он послушник в Сергиевом Посаде. В юности жил две недели там, пока не узнали, что он не крещен, из иноверцев. Туда и вернулся. Так что разные бывают татары.
(no subject) - slavynka88 - Nov. 11th, 2011 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Nov. 11th, 2011 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lat_elenka - Nov. 13th, 2011 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Nov. 13th, 2011 04:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lat_elenka - Nov. 13th, 2011 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Nov. 13th, 2011 05:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lat_elenka - Nov. 13th, 2011 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Nov. 13th, 2011 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lat_elenka - Nov. 13th, 2011 05:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Nov. 14th, 2011 02:13 pm (UTC) - Expand
novoeleto
Nov. 11th, 2011 05:51 pm (UTC)
Когда-то, в школьные годы, я начинал знакомство с Достоевским сразу с Преступления и наказания и с Записок из подполья, одновременно. Надо сказать, что Записки... были для меня прямо потрясением, окном в иной мир, иную ментальность... А Преступление... я читал в издании с иллюстрациями (гравюрами) Эдуарда Будогоского. Они удивительно совпали с моим восприятием текста, налицо была конгениальность художника и текста романа, так сказать.
slavynka88
Nov. 11th, 2011 06:15 pm (UTC)
Очень интересные наблюдения.
А я, к примеру, всю глубину произведений Достоевского стала понимать позже. В школе все было как-то не так...
duchesselisa
Nov. 11th, 2011 06:30 pm (UTC)
не в бровь, а в глаз! настоящий гений, он просто все предвидел, что было в 1917 и что происходит сейчас!
slavynka88
Nov. 11th, 2011 06:44 pm (UTC)
Это да. Параллели колоссальные. Недаром некоторые исследователи творчества писателя называют его пророком.
nesterovich1
Nov. 12th, 2011 06:35 am (UTC)
Для меня были потрясением "Бесы". Разглгольствования Петеньки Верховенского .Гениальное предвидение нечаевщины , его катехизиа террориста ,которым и вооружились эти палачи по кличке ленин-сталин и иже с ними .
slavynka88
Nov. 12th, 2011 03:35 pm (UTC)
Да, этот роман на меня тоже произвел впечатление. Писатель как-будто бы все предвидел.
(no subject) - lat_elenka - Nov. 13th, 2011 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Nov. 13th, 2011 05:25 pm (UTC) - Expand
artemiy1729
Nov. 12th, 2011 08:31 am (UTC)
это же 282-я статья!

slavynka88
Nov. 12th, 2011 03:38 pm (UTC)
Похоже на то. Но во времена Достоевского, к счастью, подобного пока еще не знали. И даже такой предмет, как "расология", во всех ВУЗах преподавался свободно.
(no subject) - lat_elenka - Nov. 13th, 2011 05:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Nov. 13th, 2011 05:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lat_elenka - Nov. 13th, 2011 05:35 pm (UTC) - Expand
melissa_12
Nov. 12th, 2011 10:16 am (UTC)
Замечательный текст. перепост.
Кстати, актриса Лариса Гузеева, казанская татарка, давно приняла крещение и категорически выступает против браков православных с иноверцами.
slavynka88
Nov. 12th, 2011 03:42 pm (UTC)
Благодарю Вас!
Это и правильно. Смешанные браки, как правило, недолговечны. Слишком уж разная культура, а если вера, то еще хуже, т.к. она - основное в человеческой жизни.
(no subject) - lat_elenka - Nov. 13th, 2011 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavynka88 - Nov. 13th, 2011 05:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - artemiy1729 - Nov. 14th, 2011 02:06 am (UTC) - Expand
pingback_bot
Nov. 12th, 2011 10:17 am (UTC)
190 лет со Дня рождения великого русского писателя Ф.М. Д
User melissa_12 referenced to your post from 190 лет со Дня рождения великого русского писателя Ф.М. Достоевского saying: [...] Оригинал взят у в 190 лет со Дня рождения великого русского писателя Ф.М. Достоевского [...]
le_trouver
Nov. 12th, 2011 07:35 pm (UTC)
Вечная память Русскому Пророку.
slavynka88
Nov. 13th, 2011 06:22 am (UTC)
Вечная Память!
rus_turk
Nov. 13th, 2011 10:14 am (UTC)
Большое спасибо за публикацию.
slavynka88
Nov. 13th, 2011 12:02 pm (UTC)
Пожалуйста!
( 38 comments — Leave a comment )

Profile

slavynka88
slavynka88

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com